lapadom (lapadom) wrote,
lapadom
lapadom

Category:

Пьеса "Счастливый Моцарт" из книги "Абрикосовый рай"

Пьеса Елены Исаевой "Счастливый Моцарт" из книги "Абрикосовый рай". Издательство "Новое дело", 2004

ЕЛЕНА ИСАЕВА
СЧАСТЛИВЫЙ МОЦАРТ
пьеса
По идее Виталия Поплавского

1997 г.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ВОЛЬФГАНГ МОЦАРТ – композитор
КОНСТАНЦА – его жена
АЛОИЗИЯ – её старшая сестра
СОФИ – её младшая сестра
ФРАНЦ КСАВЕР ЗЮСМАЙР
ФРАНЦ ХОФДЕМЕЛЬ – друг Моцарта
МАГДАЛЕНА ХОФДЕМЕЛЬ – его жена
АНТОНИО САЛЬЕРИ – придворный капельмейстер
ЭМАНУЭЛЬ ШИКАНЕДЕР – театральный директор


"Елена Исаева рассказывает, что одну из своих пьес — «Счастливый Моцарт» — она писала в библиотеке. Рядом с ее домом был читальный зал, где нашлись не только интересные материалы, которые она использовала в работе, но и самое редкое столичное явление — тишина. Сюда можно было приходить с самого утра и сидеть до закрытия, рождая в этой тишине новые сюжеты. Именно так и поступала Лена, пока однажды не была обнаружена. «Я сидела за столиком у окна, вдруг поднимаю глаза и вижу: на улице стоит мой четырехлетний сын с моей мамой и радостно машет мне рукой. Ведь он меня нашел! Пришлось собрать свои тетрадки и идти к ним».
Анна Иванова, http://cdr.theatre.ru/press/articles/5253/

Автор рассказывает о пьесе:

Из интервью "Моцарт, Хокусай и другая реальность":

"Е.И.: Да, одна из точек перехода. Кстати, эта грань попадания из реальности в искусство - одна из моих любимых тем. На эту тему написан и "Счастливый Моцарт", и "О-Бон" - про жизнь Хокусая... Знаете, у Давида Самойлова есть одно гениальное стихотворение, которое стало песенкой. Ее когда-то очень любили петь в рок-кабаре Алексея Дидурова. Стихотворение называется "Дуэт для скрипки и альта", это как раз о переходе действительности в искусство:

Моцарт в легком опьяненье шел домой.
Было дивное волненье, день шальной.
И глядел веселым оком на людей
Композитор Моцарт Вольфганг Амадей.
Вкруг него был листьев липы легкий звон.
"Тара-там, тири-типи, - думал он. -
Да! Компания, напитки, суета.
Но зато дуэт для скрипки и альта".
Пусть берут его искусство задарма.
Сколько требуется чувства и ума!
Композитор Моцарт Вольфганг он горазд, -
Сколько требуется, столько и отдаст...
Ох, и будет Амадею дома влет.
И на целую неделю черный лед.
Ни словечка, ни улыбки. Немота.
Но зато дуэт для скрипки и альта.
Да! Расплачиваться надо на миру
За веселье и отраду на пиру,
За вино и за ошибки - дочиста!
Но зато дуэт для скрипки и альта!

То есть вот она - взаимосвязь суеты нашей жизни и творчества. У Моцарта все то же: дома его пилит Констанца - "ни словечка, ни улыбки", в кармане ни гроша и так далее. Обычные людские проблемы. Но в противовес всему этому у него есть "дуэт для скрипки и альта"! Даже из каких-то встреч в кабаке, где он бездарно тратил время: выпивал, трепался с кем-то про женщин, а, может, и про искусство... А потом он идет домой, и за небольшое время дороги из всего этого настроения прожитого куска жизни, может, совершенно никчемной, по меркам обыденности, появляется концерт для скрипки и альта. Вот действительность. Вот искусство.
РЖ: А свои стихи на ту же тему у вас есть (про искусство и действительность)?
Е.И.: Вот старенькое стихотворение:

Ну, вот и первой дождались грозы.
Она с такою ливанула силой,
Что не спасут зонты сегодня, милый,
И жизни постигаются азы,
И в эти сокровенные часы
Я отделю все, что по правде было,
От выдумки, которую любила,
И черную от светлой полосы.
И постараюсь смыть с себя плохое.
И против всех законов бытия
Помилует всевышний судия.
Не будет одиночества, вранья,
И все, что написать хотела я, -
Напишется легко - само собою.

Вот интереснейшая проблема, которую хочется копать и копать: чем напитывается художник, как он создает то, что создает, откуда это все возникает? Будь то Вольфганг Моцарт, Кацусика Хокусай или Давид Самойлов, скажем. Да, собственно, и в себе самой хочется разобраться.
РЖ: Тут вы сразу и про музыканта, и про художника, и про писателя...
Е.И.: Я назвала этих людей, потому что я писала про них для театра... Пьеса "Счастливый Моцарт" ставилась уже трижды, разными режиссерами. А пьеса про Хокусая, она называется "О-бон", по названию японского праздника поминовения мертвых, пока нигде не поставлена...

http://old.russ.ru/culture/20030728_ei-pr.html
Русский Журнал / Обзоры / www.russ.ru/culture/20030728_ei.html
"Моцарт, Хокусай и другая реальность"
Беседу вел Александр Герасимов

Tags: Моцарт, Музыка, Новое_дело_издательство, буква_И, видео, искусство, книги, рассказывает_автор, театральное, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment