
Аннотация:
Книга Л. С. Айзермана, заслуженного учителя России, проработавшего в школе 60 лет, посвящена судьбам преподавания литературы. Но она не только о школьных уроках литературы. Она о том, как меняется в нашей жизни отношение к литературе, нравственным устояи, духовным ценностям, эстетическим ориентирам. А потому она адресована не только учителю, но и всем, кого волнуют проблемы нашей современной жизни и нашего будущего, судьбы молодого поколения. Книга рассказывает отцам о детях, а детям — об отцах.

"В 1963 году я пришел на работу в Московский городской институт усовершенствования учителей, естественно, не оставляя при этом преподавание в школе. Пять лет проработал методистом и еще пять — заведующим кабинетом русского языка и литературы. Вскоре после моего прихода в институт нам поручили подготовить развернутый доклад о положении дел с преподаванием литературы в Москве (теперь это называется мониторинг). Во всех 30 районах выделили по несколько школ, в 9, 10 и 11 классах которых должны были пройти сочинения. Я предложил включить в уже при- готовленные темы еще одну — «Какое произведение современной советской или зарубежной литературы мне больше всего понравилось и почему». Но любая инициатива бывает наказуемой. И вот в феврале 1964 года мне принесли тысячу сто тридцать девять сочинений, которые я и проверил от начала до конца (а это вам не тестики проверять). Переходя к рассказу об этих сочинениях (а сегодня их вполне можно назвать и историческими документами, в которых «отразился век и современный человек изображен довольно верно»), я буду, как тогда в своем отчете, употреблять глаголы настоящего времени, но не забывайте, что с тех пор прошло сорок семь лет. Их авторам сегодня было бы уже за шестьдесят. И это даже не родители моих нынешних учеников, а скорее всего их бабушки и дедушки.Что ищет старшеклассник в книге? Что ждет от встречи с ней? «Я хочу понять и познать жизнь, людей и себя», — так можно было бы сжато выразить главную мысль большинства сочинений.

Я уже приводил страстные слова Солженицына, произнесенные в его Нобелевской лекции, о том, что есть такая сила,которая дает возможность «косному, упрямому человеческому существу внушить чужое, дальнее горе и радость». И сила эта принадлежит искусству, которое «воссоздает опыт, пережитый другими, — дает усвоить как собственный». Это и есть главное, что определяет содержание уроков литературы, отвечая на наш вопрос что. Вместе с тем есть тут и еще одно обстоятельство. Мало понять себя и другого. Я уже писал о том, что условно назвал приватизацией юности, о силе центростремительных начал в нашей психологии. Говорил и о том, что эта Я-устремленность во многом, на мой взгляд, является благом. Но при всем разнообразии самых различных людей, при всех правах каждого на блага жизни и право быть самим собой, есть вместе с тем некие незыблемые истины, без соблюдения которых человеческое общество распадется, что и показано в последних снах Раскольникова, где изображен конец мира, ибо люди «не могли согласиться, что считать злом, что добром», а потому «не понимали друг друга». Эти фундаментальные основы бытия и учит понимать и осмысливать литература. Естественно, они не сообщаются, как обведенные рамочкой основные понятия и законы в учебниках химии и физики, а являются каждый раз результатом собственных исканий и личного открытия.
И если на протяжении века преподавание литературы было у нас социологично, то сегодня в нем необходимо увеличить его философскую составляющую.

В изданной в серии ЖЗЛ биографии Михаила Булгакова, написанной Алексеем Варламовым, есть место, которое меня особенно задело за живое: «Сохранились воспоминания Л. Е. Белозерской: «Шло 3-е действие “Дней Турбиных”. Батальон разгромлен. Город взят петлюровцами. Момент напряженный. В окне турбинского дома зарево... Елена с Лариосиком ждут. И вдруг слабый стук... Оба прислушиваются... Неожиданно из публики взволнованный женский голос: “Да открывайте же! Это свои!” Вот где слияние театра с жизнью, о котором только могут мечтать драматург, актер и режиссер».Вот идеал урока литературы. Может быть, и недостижимый. А что еще надо? Чтобы откликнулось, отозвалось, запало в душу. И что еще вообще-то надо?



/lj-cut>
На той же книжной полке:
Мони Нильсон. Цацики идет в школу - http://lapadom.livejournal.com/810419.html