lapadom (lapadom) wrote,
lapadom
lapadom

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Про серию дисков "Современники Моцарта" London Mozart Players. Matthias Bamert

Как и любой ценитель какого-либо одного предмета, например, свежей зелени, я методично выедаю окружность, насколько прозволяет веревочка моего невежества и вечного недосуга, которою я крепко привязан к воображаемому колышку. Колышек этот вооброжаемый, ибо в любой момент человек может взять и уйти куда угодно на новые пастбища, изменив всю свою жизнь... Этим, собственно, люди от коз, допустим, и отличаются:) Ну, ладно...
Я интересуюсь Моцартом много лет и постепенно стал больше узнавать о его эпохе. Недавно я скачал и внимательно прослушал всю серию дисков "Современники Моцарта".
С одной записью из этой серии я и раньше был знаком - с диском симфоний Леопольда Моцарта. Их я слушал с большим интересом и проникся важностью фигуры Л.М. для классической Музыки в целом, и данной эпохи в частности. Назвать дилетантом или "второстепенной фигурой" человека, чей учебник игры на скрипке выдержал десятки и десятки изданий на нескольких языках, в том числе на русском, на протяжении 200 лет, - просто неграмотно и несерьезно. Симфонии же его, - разнообразные, изобретательные, полные разных кунштюков и забавных ходов, - очень повлияли, я думаю, на его гениального сына. Вот тут необходимо завести разговор о влияниях и подражаниях, заимствованиях и генезисе жанров, но мне хотелось бы увести рецензию в сторону по нескольким причинам. Во-первых, я не профессионал, и эта тема слишком сложна для меня. Во-вторых, тут неизбежно потребовались бы нотные примеры, а мне не к кому обратиться за помощью в этом вопросе, а сам я не смог бы записать нотами нужные место "по звуку" записей. В-третьих, и в-главных, - я хотел бы рассказать свои впечатления об этой музыке немного отгородившись "стеночкой" от главного предмета своих интересов, чтобы избежать постоянной оглядки на шедевры, которая неизбежно испортит любое самое замечательное впечатление от произведений.
Если слушать эту Музыку без существенных пауз, одной большой серией записей, не всегда даже угадывая, когда заканчивается один диск и начинается другой, то ощущения примерно следующие. Первые два диска (в моем случае это Леопольд Моцарт и Карл Стамиц) пришлось переслушивать снова. Очень медленно ухо присмотрелось:) к предлагаемому музыкальному материалу, начало различать детали и оттенки. Я сейчас не об исполнении, и даже не об индивидуальном стиле каждого композитора, а о структуре каждой симфонии (в основном, на дисках симфонии), которая, следуя в данной действительно длинной цепочке, воспринимается монотонно и без должного акцента на разных находках и важных местах. Где-то к третьему-четвертому диску ухо моё "размедведилось" и я с удовольствием открыл, что не имея специальных знаний и не зная нужных слов для выражения мнения об услышанном, я все же почувствовал особенности жанра симфонии образца эпохи Моцарта, эпохи 18-го века. Очень осторожно это можно сформулировать так: 1) Композитор очень постепенно отдает материал "в работу", перед каждой запоминающейся мелодией следует несколько тактов, а иногда и большая целая такая "проходная" фигура, словно обязательное предисловие или пространный многословный заголовок, как в книгах 17-18 века; 2) Мне кажется, что отдельные части симфоний менее связаны между собой мотивами и рефренами, нежели это можно услышать в симфониях 19-20 веков; 3) Отдельные моменты, на мой взгляд, очень сентиментальны и откровенно "простоваты", им очень далеко до "классической классики":) в общепринятом понимании:), словно композитор влегкую "вставляет" в симфонию, которая как бы должна быть "кристаллически-стройной" и "продуманной" по замыслу, все, что ему вздумается, что под руку попалось: народную мелодию, кусок псалма, крик кухарки, колыбельную и т.д. И все это как-то "непереварено", не столь аранжировано, как я привык, - как-то так... Да, это - очень субъективное впечатление; 4) Очень многие симфонии отличаются нехваткой того, к чему стремился весь 19-й век - масштабности. Они очень домашние, компактные (по впечатлению, а не по длительности). Впрочем, это и про Гайдна говорят; 5) Весьма дозированный минор, его относительно мало, он сосредоточен в минорных частях, "перепады" между минором и мажором не показались мне резкими и сокрушительными; 6) После данного эксперимента, кажется, я стал "слышать форму", то есть не только мелодию (материал) и гармонию (его характер), но и композицию (организацию этого материала, например, сонатную форму). Я начисто лишен этого дара, и вот, после прослушивания 25-й по счету симфонии, мне показалось, пару раз, не больше, что я расслышал именно композицию, то есть форму в чистом виде.
Пожалуй, всё. Знаток, безусловно, извлек бы гораздо больше пользы из этих записей, но я слушал не так внимательно, как следует и не столь подкован, как следует. Теперь самое интересное: персоналии. На меня сильное впечатление произвели Стамиц и Баер, очень порадовал и насмешил Пихль. Особое место теперь занимает в моей коллекции Уильям Гершель. Тут необходимо отступление. Помнится, я был очень удивлен тем, насколько интересен диск с записями фортепианных работ Ницше. Еще в детстве, с уроков литературы, я запомнил, что очень многие немецкие романтики, и не только романтики, и не только немецкие:) писали великолепную музыку, например, - Гофман. В те дни я был совершенно глух к классике, и вся эта сторона германской культуры для меня прошла незамеченной... Другое дело сейчас. Размах и глубина пианизма, и композиции вообще, существовавшие в те эпохи, меня потрясают! Какой-то возрожденческий универсализм, как в Италии, в эпоху Леонардо. Я это к чему? Уильяма Гершеля я знал как астронома, его имя известно любому, кто хоть что-то читал по астрономии. Оказывается, он еще и удивительно интересный композитор, и вот что я вам скажу: изучение звездного неба явно пошло ему на пользу - его симфония №8 звучит очень современно и запоминается как-то сразу и очень ярко. Еще стоит обратить внимание на Мыслевичека (а то без меня вы его не знали :))) - я и раньше читал о нем и слышал, но пристально не слушал ничего. Великолепная "Фолия" Сальери выше всяческих похвал, много дней после прослушивания звучит в голове. Удивительная Музыка, ярчайший пример в жанре вариаций, она одновременно и танцевальная, и боевая-маршевая, и лиричная, - по очереди перебираются выразительные средства оркестра, и это так здорово сделано, что хоть кому в пример ставь. Розетти и Боккерини тоже в представлениях не нуждаются. О Михаэле Гайдне я читал,а вот услышал его впервые, очень приятно было познакомиться, особенно 9-я симфония.
Серия записей гениальная, - не зная эпохи и современников невозможно понять и самого гения, вокруг творчества которого все затевается. Это очень любопытно - слушать малоизвестную музыку и то и дело встречаться с призраками, тенями и отголосками Дон Жуана, Фигаро, Папагено... Да, по отдельности каждая из этих вещей - далеко не "Юпитер" и не соль-минорная, но все вместе они говорят о гениальных вершинных вещах Моцарта больше чем иной комментарий или трактовка.
Возможно, позже я еще напишу об этих дисках, хотелось бы мне услышать и другие мнения.
Tags: Моцарт, Музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments