?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Делимся рецептами

Пишет beryazev
(ссылку увидел у shaganne , рекомендую и ее пост с рецептом тоже прочесть):

Вопрос на засыпку

Мне поступила просьба от редакции университетской газеты Энска. Ввиду переизбыточного количества поступающих в редакцию стихов неумелых, беспомощных, откровенно графоманских и пр. и пр. редакция студенческой газеты хотела бы получить от меня материал, внятно и толково объясняющий — чем поэзия отличается от не поэзии, как узнать, где графомания, а где самобытное и смелое творчество, что есть высокое мастерство, а что лишь холодный расчёт и компьютерно-интеллектуальное сочинительство?

Дивная в своей наивной простоте задачка, не правда ли?

Ну, что, господа литераторы, кто бы взялся ответить на этот вопрос? Пусть даже не очень коротко. Гриша Перельман ведь решил теорему Пуанкаре. Обязуюсь не банальные ответы опубликовать на страницах журнала "Сибирские огни".
Ну, и самому придётся что-то сочинять — простое, как мычание.

Мой вариант ответа

Рецептов нет, мерила - тоже. Но, тем не менее, вот попытка:
(подражаю shaganne ):

Итак, я - редактор.
Ощущения от хорошего текста:
(в порядке возрастания сложности)

1. Представляю, что я - редактор: этот текст мне не хочется сократить!

2. Представляю, что я - музыкант: при исполнении незнакомого произведения вслух, "с листа", нет неприятных слуху эффектов.

3. Представляю, что я - архитектор: стоящее передо мной здание крепко, изящно, функционально. Нечего прибавить и пристроить.

4. Представляю, как будто я - современник гения, в меру самолюбивый и одаренный, пишу похоже: я отчетливо могу сформулировать, чему именно я завидую, что мне хочется украсть из этого текста.

4. Представляю, что я - Мировые Чашечные Весы: на одной чаше - текст, на другой - весь остальной мир. С какой скоростью чаша с текстом уносится ввысь? Быстро, медленно? Ее вообще не видать в этом масштабе? Если чаша с текстом застыла или перевешивает, то либо это текст, допустим, Данте, либо - пора бросать пить.

Годится такой рецепт?

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
tamargochi
Jan. 13th, 2011 06:29 pm (UTC)
Мне тоже было бы любопытно прочесть такой материал в газете! Но боюсь, подобные статьи можно будет так же бесконечно делить на графоманские, занудные, внятно-толковые... ;)))
Единственный внятный материал может быть о том, как НЕЛЬЗЯ, с примерами.
lapadom
Jan. 13th, 2011 06:38 pm (UTC)
Согласен! Нельзя-нельзя. Невозможно такой материал подготовить. Нельзя! Но очень хочется, = поэтому можно.

А примеры - это правильно! С примеров все начинается, они же, точнее - их виртуозное использование, на самом верху пирамиды, например, - как в гениальной книге М.Гаспарова "Русский стих начала ХХ века"
iklin
Jan. 13th, 2011 06:32 pm (UTC)
Третий пункт можно назвать "по Гумилёву". :)
lapadom
Jan. 13th, 2011 06:39 pm (UTC)
Именно!

У меня росто хорошие учителя были, и в Вологде, и в Лит'е...
katrinne
Jan. 13th, 2011 06:50 pm (UTC)
представляю, что я писатель - испытываю дежа-вю. Этот текст словно написала я, или должны была написать, а он меня почему-то опередил...
lapadom
Jan. 13th, 2011 07:14 pm (UTC)
Отлично сказано! Именно так, - чётко и определённо, с легким налетом сальеризма :)
katrinne
Jan. 13th, 2011 07:56 pm (UTC)
нет-нет. значит, не отлично я сказала. никакой зависти, ничуть. это воспринимаешь как свое. Ну, у меня так бывает. словно я написала, но раньше. или должны была - но позже. впрочем, я повторяюсь)))
lapadom
Jan. 13th, 2011 11:30 pm (UTC)
Значит, это у меня дальше мысль куда-то в сторону уходит:) Но сказанного не отменяю - очень понравились формулировки
oglazok
Jan. 13th, 2011 08:06 pm (UTC)
Гораздо проще говорить о плохих стихах, чем о хороших. Т. е. объяснять, чем они плохи. Но автору плохих стихов трудно, да, наверное, и невозможно объяснить, что его стихи того-этого. И потом, для иных журналов одни стихи не подойдут - неформат, т.е для них они плохи, а для других вполне подойдут. В общем - чем дальше в литературный лес, тем больше макулатуры.
lapadom
Jan. 13th, 2011 11:29 pm (UTC)
Согласен, так и есть. Но все же упражнение интересное - попробовать сформулировать свои критерии, как есть, кратко, четко, доступно.
katrinne
Jan. 14th, 2011 04:21 am (UTC)
))) или у меня сопротивление-вытеснение-отрицание. а в душе я - настоящий Сальери с большой банкой яду, который капаю потихонечку ближним (словесно, словесно).
lapadom
Jan. 14th, 2011 06:19 am (UTC)
после первой не заку
vladimir_druk
Jan. 14th, 2011 04:26 am (UTC)
хороший ответ !
lapadom
Jan. 14th, 2011 06:28 am (UTC)
Спасибо!
ging_ella
Jan. 14th, 2011 03:08 pm (UTC)
Хороший ответ=)просто замечательный =) утащу в цитаты как начинающий редактор.
... а я представляю, что я - художник. И думаю через картинки в моей голове. Вот читаю - и рождается образ. Может, странный, чудаковатый, с какими-то немыслимыми деталями или красками (эдакий сюр). Или целая серия перетекающих образов (ну смотря, какой текст). Это, видимо, и есть оно - самобытное, смелое, яркое. И читать хочется дальше и дальше, и нарисовать руки тянутся. А вот если нет картинки или возникает ощущение, будто "этот мир уже выдумали задолго до вас", то увы ))
evr_evr
Jan. 24th, 2014 06:36 pm (UTC)
Позия - до того человеческое дело, что
без человека, которому (мнению которого,художественному чутью его)
редакция доверяет, критиковать только "по рецепту" невозможно.
При этом (про это) вспоминается краткое мнение Станислава Лема (которого,кстати, спрашивали "чем хорошая фантастика характеризуется?" (тоже рецептик ЗАДЕШЕВО просили, да?..)...

Так вот, Лем сказал :"В конце концов я могу прочитав пол страницы текста отличить настоящую литературу от дешевки"
(что-то такое).
При этом же такой понимающий в поэзии человек как Маршак
(ну известно) пытался научить Мандельштама как тому писать!... (...).

При этом известно, что Глазунов (например) очень помогал
Шостаковичу, хотя сам признавался, что совершенно не приемлет его музыку ( но он понимал УРОВЕНЬ,да?)...

Подводя итог:
Без настоящего ценителя поэзии (а лучше нескольких)
оценить правильно стихи нельзя.
lapadom
Jan. 25th, 2014 04:16 pm (UTC)
Очень хорошо сказано.
( 17 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner