?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начало ЧаВо здесь
Все вопросы многократно задавались в комментариях на Youtube и я скопировал свои ответы сюда:
17. А ГДЕ РАССКАЗ О ВАШЕЙ БИБЛИОТЕКЕ ИЛИ ТУР ПО ПОЛКАМ?
18. КАКОЙ У ЭТОЙ КНИГИ ВОЗРАСТНОЙ ИНДЕКС?
19. ЭТА ДЕТСКАЯ КНИГА ГОВОРИТ О ГРУСТНОМ (СТРАШНОМ), НАПРИМЕР, О СМЕРТИ, КАК ТАК МОЖНО!?
20. ПОЧЕМУ У ВАС ТАК МАЛО ПОДПИСЧИКОВ? И ПРОСМОТРОВ?
21. ПОЧЕМУ НЕТ МОНТАЖА, АНИМАЦИИ И СПЕЦЭФФЕКТОВ?
22. МНЕ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ: КНИГИ НЕ ТЕ, РЕЧЬ КАРТАВАЯ, СЛОВ СЛИШКОМ МНОГО/МАЛО, СЛИШКОМ МНОГО ЗАУМИ и ЗАНУДСТВА/ШУТОК И КРИВЛЯНИЯ, КАК ЖЕ ТАК?
23. А ЧЕМ ВЫ ЕЩЕ ЛЮБИТЕ ЗАНИМАТЬСЯ, КРОМЕ ЧТЕНИЯ КНИГ?
24. ТЫ МЕНЯ ЗАБАНИЛ, ГАД, КАК ТЫ МОГ!?
25. СКАЖИТЕ, "ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ..." КТО?
26. КТО ЭТО ТУТ ПОРОЧИТ ИМЯ СТАЛИНА?
27. КАК ВАМ ПРИШЛА В ГОЛОВУ ИДЕЯ ЗАПИСЫВАТЬ ВИДЕО О КНИГАХ?
28. КАК ВЫ НАУЧИЛИСЬ ЧИТАТЬ?
29. ПОЧЕМУ ТАК МНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ?
30. ОШИБКА! НЕ ТО УДАРЕНИЕ, ПЕРЕПУТАНО ИМЯ ПЕРСОНАЖА, НАЗВАНИЕ ГОРОДА, ДАТА СОБЫТИЯ, КАК ЖЕ ТАК!?
31. Я ЖЕ ПРОСИЛ(а) СДЕЛАТЬ ОБЗОР НА ТАКУЮ-ТО КНИГУ, И ГДЕ ОН?
32. ЧТО ЗА РУБРИКА (ПЛЕЙЛИСТ) "ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ"? О ЧЕМ ТАМ РЕЧЬ?


17. А ГДЕ РАССКАЗ О ВАШЕЙ БИБЛИОТЕКЕ ИЛИ ТУР ПО ПОЛКАМ?
Видео, к сожалению, нет. Есть текстовый рассказ с картинками. Ну не люблю я всякого рода обзоры и списки, "всего понемногу" в жанре "полминутки на книгу". Пожалуйста, простите! Я так не хочу рассказывать, и такой тур по полкам снимать не хочу. Зато у. меня много другого интересного:-) У меня большая библиотека (ох, мне бы ее сперва прочитать!), вот какой-никакой, но рассказ о ней:
Часть 1: http://lapadom.livejournal.com/1348031.html
Часть 2: http://lapadom.livejournal.com/1348194.html
Спасибо за вопрос и внимание к моему блогу!

18. КАКОЙ У ЭТОЙ КНИГИ ВОЗРАСТНОЙ ИНДЕКС?
А на ней, мол, должно быть написано! Никого не хочу обидеть, но тут у меня свое мнение. На заборе тоже много чего написано. Я не СМИ, и не обязан все глупости повторять :-) Беспардонные возрастные индексы, которые я считаю едва ли не вредительством, препятствующим знакомству юных читателей с мировой детской литературой, - это лишь рекомендательная оценка! Они есть на книгах, да, и это согласно закона, а я высказываю лишь свое мнение, и поэтому руководствоваться ими не хочу, и обращать на них внимание не обязан. Однако я почти всегда говорю, для какой возрастной аудитории книга подходит (обычно это обязательно пишут в конце аннотаций, обратите внимание). Я пользуюсь старыми добрыми, проверенными временем и привязанными к системе 10-11-летнего школьного образования формулировками: младший дошкольный, старший дошкольный, младший школьный, средний школьный и старший школьный возраст (с последнего же начинается и "янг эдалт", книги "для молодых взрослых"). И часто повторяю: это лишь мое мнение, не смотрите на указания и подсказки, а читайте сами книги. Индексы - зло, закон, принятый по этому поводу, плох. Имею ли я право так считать? Имею. Но и плохой закон мы обязаны соблюдать! Поэтому, пусть книги будут маркированы, только не считайте, что это неукоснительное руководство к действию! Вообще-то, в законе прописана и такая ситуация: многие книги не имеют возрастного ограничения в соответствии с законом РФ №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», как не подпадающие под действие закона, и не маркируются знаком возрастных ограничений, или маркируются надписью «Без возрастных ограничений», поскольку являются «информационной продукцией, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества» (См. разъяснения в Рекомендациях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по применению Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" Источник: "Российская газета", 5 сентября 2012 г. зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 — 50379. Учредитель — ФГБУ «Редакция «Российской газеты». Ссылка: https://rg.ru/2012/09/05/informacia-site-dok.html)
Таким образом, если книга не барахло и пачкотня, а все-таки - книга, то, пусть и детская, она является «информационной продукцией, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества». И я считаю, что только так и должно быть. Хорошего чтения всем взрослым и юным читателям!

19. ЭТА ДЕТСКАЯ КНИГА ГОВОРИТ О ГРУСТНОМ (СТРАШНОМ), НАПРИМЕР, О СМЕРТИ, КАК ТАК МОЖНО!?
Сознаю, что моя точка зрения близка не всем. Никого не хочу задеть! Но. Не говорить с детьми о смерти вообще, даже так тактично, как в хороших детских книгах, видимо, призывают бессмертные люди - чтобы потом, когда мамы или папы внезапно не станет (а это всегда внезапно), рос искалеченный, обидевшийся на умершего и на весь мир, навсегда и абсолютно несчастный маленький человек. Ему, конечно, все расскажут и про "он/она по-прежнему любит тебя", и про "смотрит с неба", и про "он/она с нами, в наших сердцах", но сделают это другие люди, а не тот, кто бросил его в этом мире, оставил без себя. В худшем случае - казенным голосом чужие дяди и тети. Все же лучше, чтобы ребенок что-то узнал по теме от самого близкого человека, разумеется, в строгом соответствии со своими психологическими возможностями, возрастом ребенка, личными и семейными обстоятельствами и знаниями об окружающем мире.

Это же касается и всех остальных "страшных" тем. Конечно, если есть избирательная гиперчувствительность к какой-либо теме - надо быть очень осторожным при выборе книг и всего остального. Спасибо, что смотрите меня и, надеюсь, что-то будет полезно и понравится!

20. ПОЧЕМУ У ВАС ТАК МАЛО ПОДПИСЧИКОВ? И ПРОСМОТРОВ?
А сколько их должно быть? Сто тысяч? Миллион? :-))) Ну, не знаю, не знаю... Мало? Давайте это исправим вместе! Как это сейчас говорится?.. Сибирские собаки... и религиозные диеты... ээээ... В смысле, лайки и репосты вам в помощь! Понравилось - расшАрьте, порекомендуйте друзьям, расскажите о видеоблоге на своей странице. И будет нам счастье и интересное чтение всегда и везде! Аминь. Спасибо огромное за добрые слова и внимание к моему блогу!

21. ПОЧЕМУ НЕТ МОНТАЖА, АНИМАЦИИ И СПЕЦЭФФЕКТОВ?
Увы, каждый час, проведенный за видеоредактором - это минус один час чтения и размышлений о книгах. Я сделал выбор в пользу бОльшего количества обозреваемых книг, а на монтаж и прочие ухищрения не остается ни времени, ни сил, ни желания. Я не "технарь", я всем этим заниматься не очень-то люблю. Я люблю книги и хочу о них рассказывать. Недостатки такой стратегии я хорошо понимаю. Увы, мир несовершенен, я - тоже. В конце концов - это хобби всего лишь. Спасибо, что цените мой блог и хотите видеть его совершенным и прекрасным! Очень благодарен за советы и пожелания.

22. МНЕ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ: КНИГИ НЕ ТЕ, РЕЧЬ КАРТАВАЯ, СЛОВ СЛИШКОМ МНОГО/МАЛО, СЛИШКОМ МНОГО ЗАУМИ и ЗАНУДСТВА/ШУТОК И КРИВЛЯНИЯ, КАК ЖЕ ТАК?
Спасибо за ваше мнение, совершенно не факт, что я учту его :-))), но вы не поленились его честно высказать - и за это огромное спасибо. Мне очень жаль, что зря отнял ваше время. Правда. Я не доллар, чтобы всем нравиться :-) Не особо и стремлюсь, уж извините. Ничего не могу сказать, ничего - посоветовать, разве что, пожалуйста, заведите свой блог и сделайте все гораздо лучше, чем я, - от все души желаю удачи, без всякой иронии! Ведь все, что пойдет на пользу книгам и чтению, - прекрасно! Дерзайте! На том и расстанемся, еще раз - жаль, что зря отнял ваше время.

23. А ЧЕМ ВЫ ЕЩЕ ЛЮБИТЕ ЗАНИМАТЬСЯ, КРОМЕ ЧТЕНИЯ КНИГ?
Слушать классическую (и не очень) Музыку (именно так, с заглавной буквы. Музыка - это прекрасно, это выше наших мелких земных дел. Если бы не книги, Музыка стала бы для меня самым важным: https://lapadom.livejournal.com/2057735.html). Смотреть кино — и глупости для развлечения, и разные "серьезные" киношедевры. Слушать хорошие ВУЗовские лекции (Басовская, Быков, Ваграфтик, Зализняк, Касаткина, Чудакова и многие другие). Ходить в музеи - самые разные, от литературных до военно-исторических. Гулять там, где растет хорошая архитектура (готика, барокко, классицизм). Например, по Питеру, или по Праге (самый красивый город мира, после Вологды и Венеции). Спасибо за такой приятный вопрос! Рад вашему вниманию.

24. ТЫ МЕНЯ ЗАБАНИЛ, ГАД, КАК ТЫ МОГ!?
Во-первых, как вы, возможно, видели, - я предпочитаю общаться на "Вы". Во-вторых, сожалею, но ваши действия, скорее всего, были расценены мною, как одна из вещей, запрещенных в комментариях на моих страницах. Это мат, оскорбления, угрозы, антисемитизм, расизм, бестактная политическая пропаганда, троллинг, флуд и высказывания, нарушающие нормы приличия (как мне взбредет в голову их понимать) или нарушающие законы РФ. Вы не согласны? Заведите свой блог - и я обязуюсь соблюдать правила, которые вы установите для комментаторов к нему. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. А на меня сердиться бесполезно - я лишь ограждаю свое личное пространство от того, что считаю непродуктивным, например, от ругани.

25. СКАЖИТЕ, "ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ..." КТО?
У меня очень плохая дикция :-))) Говорит и показывает Ла-Па-Дом. Это страшное заклинание, вызывающее демонические силы:) так называется мой блог в ЖЖ lapadom.livejournal.com Спасибо за вопрос! Теперь вы знаете эту зловещую тайну! :-)))

26. КТО ЭТО ТУТ ПОРОЧИТ ИМЯ СТАЛИНА?
Я никого не хотел бы задеть, или оскорбить. Но я осуждаю сталинизм. Я оставлю в помощь и для внимания посетителей моего блога маленький списочек литературы, пусть он здесь побудет, и, может быть, у одной из бесчисленных душ, что скитаются без упокоения, тень улыбки промелькнет на том, что когда-то было ее лицом:
1. Николай Никулин. Воспоминания о войне
2. Венедикт Ерофеев. Моя маленькая лениниана
3. Александр Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ ("школьное", сокращенное издание, в одном томе с примечаниями и пояснениями для юных читателей - М.: Время, 2017)
4. Саша Филипенко. Красный Крест (история переписки с МКК документирована и достоверна)
5. Варлам Шаламов. Колымские рассказы (и "Четвертая Вологда", конечно)
6. Иван Бунин. Окаянные дни
7. Анатолий Приставкин. Ночевала тучка золотая
8. Марьяна Козырева. Девочка перед дверью
9. Юлия Яковлева. Дети ворона

Предупреждение! Эти книги могут шокировать. Книги перечисляются по мере убывания желательного возраста читателя. Буквально до детского (№ 6, 7 и 8 - средний школьный возраст). Если после их прочтения Сталин и Ленин для кого-то все еще вожди, мудрецы и герои, боюсь, что тогда все очень плохо: этот человек или не желает видеть очевидных вещей, из-за идеологических убеждений, или других мотивов, или преследует корыстные, не имеющее к исторической истине, цели, то есть максимально неискренен или вообще занимается троллингом... И напоследок: если уж очень хочется современного взгляда на Ленина, посмотрите роман Льва Данилкина. Спасибо за внимание к моему блогу и не обессудьте, если что не так!

27. КАК ВАМ ПРИШЛА В ГОЛОВУ ИДЕЯ ЗАПИСЫВАТЬ ВИДЕО О КНИГАХ?
Идея носится в воздухе — доступность и универсальность средств видеозаписи наталкивают на мысль, что можно и о любимых книгах, фильмах или музыке рассказывать таким образом. Огромное количество людей так и делают, но их видеоблоги страдают теми же недостатками, что и мой: непрофессиональный подход, субъективность выбора, изъяны вкуса. У меня всё то же самое, но есть несколько преимуществ: гуманитарное образование, работа в издательстве и хорошая библиотека. Шучу. Нет у меня никаких особых преимуществ, разве что мне очень и очень везло на учителей, наставников и знакомых литераторов. Я думаю, всё дело в том, что я не очень люблю печатать и печатаю медленно — я начал рассказывать что-то перед камерой случайно. Остальное — это обаяние живого, непричёсанного и неотрепетированного разговора, прямого высказывания (По материалам: http://write-read.ru/interviews/739) Рад видеть вас у себя в блоге! Спасибо за внимание!
28. КАК ВЫ НАУЧИЛИСЬ ЧИТАТЬ?
Я поздно научился читать, учился трудно и этим доставил массу неприятностей своим родителям. Мне было скучно учить алфавит, я плакал, сопротивлялся, отлынивал от занятий. В пятилетнем возрасте меня мучили детскими стихами. Я сохранил в памяти четкое ощущение неинтересности того, чем меня заставляли заниматься. Меня не интересовала судьба бычка, который скоро упадет, и других персонажей этих стихов. Такое же ощущение оставляла и короткая проза, простенькая, давно написанная для детей, которые знали о мире меньше, чем довелось узнать мне, жившему с телевизором и радио, имевшему благодаря родителям большой круг общения и опыт путешествий. Мне было уже почти шесть лет, а я не умел толком читать – пока не произошло следующее. Помню, мы дочитали «Незнайку на Луне». И отец внял моим слезам и уговорам – стал на ходу придумывать продолжение, перемежая приключения Незнайки с Жюлем Верном и советской фантастикой. Явно ощущалась необходимость какой-то важной книги. И отец начал читать мне вслух «Робинзона Крузо». Дочитав первую главу, где как раз свершается все самое страшное, отец сделал паузу и попросил меня прочитать несколько предложений. Помню, с каким трудом я разобрал этот кусок текста. И с облегчением дослушал страницу в исполнении отца. Следующую страницу мы читали уже почти пополам. Через несколько страниц это стало правилом: полстраницы – он, полстраницы – я. Потом – по целой странице. Книгу я дочитывал сам, с удовольствием, бегло и уже присматривался к другим книгам. Хорошо помню этот момент: как клей схватывает приклеиваемую поверхность, так и книга захватила меня. На всю жизнь я запомнил ощущение «приклеивания»: то, что раньше казалось ненужным, скучным, внешним, вдруг стало родным, таким же естественным, как ходить, прыгать, бегать. Я получил наслаждение – и процесс чтения стал мне понятен. Мне было страшно интересно узнавать, как Робинзон обустраивал свой остров, как делал земляные валы и ограды, копал пещеру, разводил животных, дрессировал их, устраивал быт, делал одежду, посуду, изобретал технологии. Это были подробные, сложные, обширные описания с множеством редких слов. Невероятное количество новых для меня фактов!

Никаких трудностей с чтением я в дальнейшем не испытывал, читал запоем со страшной скоростью все подряд. В третьем классе я прочитал «Мастера и Маргариту», чем напугал и удивил всех взрослых. Ничего не понял, но был потрясен до глубины души. И фантастические сцены запомнил на всю жизнь. Это одна из самых перечитываемых мною книг.

В четвертом классе я прятал под партой «Божественную комедию» Данте. Как я сейчас понимаю, в школе преподавались предметы более нужные, но скучные. На скучных уроках я читал книги, за что был совершенно справедливо наказываем учителями. Но иногда, когда они видели, что это за книги, то от неожиданности не ругались. Я потом перечитывал «Божественную комедию» будучи студентом, как учебный материал. Но самое первое, живое впечатление было получено именно в четвертом классе, кода я читал ее под партой, потрясаясь этими ужасами. Конечно, до «Рая» я тогда не добрался.

Ребенку должно стать интересно читать. Ребенок должен вжиться в книгу, сопереживать героям. Он должен испытать сильные ощущения, которые заставят его, вместо того чтобы бегать-гулять-играть-смотреть телевизор, часами перелистывать страницы. (По материалам: http://www.papmambook.ru/articles/1312/)
Спасибо за такой прекрасный вопрос! Рад вашему вниманию.

29. ПОЧЕМУ ТАК МНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ?
У меня растет дочь, и еще у меня несколько племянниц самого разного возраста. Всем нужны книги, советы по чтению, всем потребуется какая-то домашняя библиотека. Когда мы с женой ждали ребенка, то обнаружили, что в нашей квартире, забитой книгами, детских книг всего несколько штук. Я стал собирать детскую библиотеку. Это золотой фонд для моей дочки.

Плюс мне самому очень интересна детская литература, книги, написанные для детей, потому что они приносят успокоение душе и какое-то чувство осмысленности всего того, чем ты в жизни занимаешься. На фоне разнообразных и довольно печальных событий, происходящих в мире, именно читая детские книги понимаешь, что есть какие-то вечные ценности. За это я и люблю детскую литературу. Кроме того, в моих обзорах, конечно, есть и книги из моего детства. Мне дороги эти книги, с этими иллюстрациями, в этом издании, потому что когда-то в детстве я читал именно их. То есть это не обзор книжных новинок, а рассказ о книгах из моей персональной библиотеки, которая существует частично у меня в голове (многих из этих изданий у меня нет). (По материалам: http://www.papmambook.ru/articles/1312/) От всей души желаю вам прекрасного чтения, и детского, и взрослого!

30. ОШИБКА! НЕ ТО УДАРЕНИЕ, ПЕРЕПУТАНО ИМЯ ПЕРСОНАЖА, НАЗВАНИЕ ГОРОДА, ДАТА СОБЫТИЯ, КАК ЖЕ ТАК!?

Бывает. Мне искренне жаль, никого не хотел задеть, или проявить неуважение. Сделаю примечание-постскриптум в подписи к видео, где извинившись, напишу, что оговорился. В жанре устного рассказа это не редкость. Тем более, что с ударениями у меня, действительно, - беда! Охотно верю, что неточности и упущения в рассказе о любимой книге могут сильно раздражать, согласен, правда не считаю это важным, если оно не мешает изложению сюжета книги и основной мысли рассказа. Но все равно - простите, если это задело за живое. Я стараюсь бережно относиться к содержанию книги, но следует понимать, что в рассказ на несколько минут не поместится полноценное изложение фабулы, и литературного редактора, равно как и продюсера со специалистами-консультантами, - у меня нет. Я не телевидение. Надеюсь, это всем понятно. На то он и блог, на то оно и хобби, что это лишь мнение и вольный обзор, а не профессиональное СМИ. Спасибо за понимание!  И спасибо за то, что заметили ошибку!

31. Я ЖЕ ПРОСИЛ(а) СДЕЛАТЬ ОБЗОР НА ТАКУЮ-ТО КНИГУ, И ГДЕ ОН?
Увы, я никогда не обещал выполнять все просьбы такого рода, и вообще заявки на обзоры не принимаю.  Прошу прощения, иначе никак. Вы дали совет обратить внимание на такую-то книгу, вспомнить о таком-то шедевре из классики, или познакомиться с такой-то модной новинкой? Я вас выслушал, поблагодарил, и подумаю над этим. Все. Стол заказов по другому адресу :-))) К сожалению, жизнь слишком коротка, времени и сил не хватит на все, и прекрасных книг куда больше, чем я могу осветить в своем блоге. Но я всегда искренне благодарен за советы и рекомендации! Спасибо!

32. ЧТО ЗА РУБРИКА (ПЛЕЙЛИСТ) "ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ"? О ЧЕМ ТАМ РЕЧЬ?
Ото рубрика, где одно видео посвящено разбору одного стихотворения, причем не с точки зрения ритма, метра, анализа поэтического текста, а в виде свободной интерпретации смыслов и образов.
Вот вступление, поясняющее, о чем в рубрике речь: https://youtu.be/YJl8Q5DuS64

В качестве примера того, как это громоздко выглядит в виде текста - один из комментариев и рассуждение-ответ на него:

К вопросу о смыслах и ассоциациях
Ответ на комментарий не уместился в рамках комментария и пришлось делать отдельную запись. Вот само стихотворение целиком, по поводу строк которого возникли интересные вопросы:

Бахыт Кенжеев
* * *
Сколько гордости жалкой, чтобы в обветшавшее море дважды
не входить. Царапает нёбо хлеб ржаной, и не лечит жажды
алкоголь. Неуютный случай. Скоро ливень ударит певчий.
Там, вверху, за чернильной тучей, жизнь воздушная много легче,
чем положено одноногим и слепым - и в озонной дымке
неотложные реют боги – вроде чаек, но невидимки.

Знаешь магию узнаваний средь огней и ангелов? Разве
не к магниту тянется магний? (К силе – свет, и молитва – к язве).
Откричусь когда, в глину лягу - успокой меня грубой горсткой
голубой средиземноморской (к соли – ночь, и голубка – к благу).
Ночь блаженная, ночь кривая – ясной тьмой мое сердце дразнит.
Дождь спешит в никуда, смывая всё. И молния с треском гаснет.

(1 комментарий — Оставить комментарий )

Пишет evr_evr
в ответ на http://lapadom.livejournal.com/970025.html

24 фев, 2013 01:48 (местное)

Этот вот кусок - "К силе – свет, и молитва – к язве).
Откричусь когда, в глину лягу - успокой меня грубой горсткой
голубой средиземноморской (к соли – ночь, и голубка – к благу).
Ночь блаженная, ночь кривая – ясной тьмой мое сердце дразнит."

Как-то совершенно не расшифровывется.
Как бы слишком накрученная абстрактная живопись.

Отвечаю.
Да, тут двумя словами не отделаешься:) это трудное место для анализа, но не такое уж темное, как кажется на первый взгляд. Это мандельштамовская традиция (были и до него , просто его способ усложнять смысл первоначального варианта за счет затемнения и новых элементов очень наглядно показан в статьях Гаспарова). В целом в этих строчках разрабатывается мотив посмертного воздаяния. Библейские "силы" и "язва" отсылают к истории Иова, но туманно, лишь намекая на нее. За счет резкости, рубленности противопоставлений достигается динамика в рвзработке элегический, плавной, по сути, темы. Почему к "силе - свет"? Трактовать можно, как мысль о рае, достающемся сильному теловеку-титану, творцу, чья гибель (смерть?) обставлена в роскошных декорациях грозы на море. Одновременно помним о библейских смыслах этих слов (такая многозначность - прелесть и заслуга современного поэтического языка). Почему "молитва - к язве"? Потому что тот, кто молится, то есть признает, славит и утверждает Господа в сердце своем, тот и удостен испытания - язв Иова. Очень ветхозаветный мотив, суровый. Возможно, есть еще библейские обертоны, но мною они не вычитываются - недостаточно знаю Ветхий Завет. Почему, когда поэт (=пророк и лирический герой) "откричится", ляжет в глину (сразу отсылка к строке Бродского о глине и благодарности), то он просит, чтобы Господь (а, возможно и близкий человек, исполнитель высшей воли), успокоил его горсткой средиземноморской соли? Ну, во-первых, потому что упокоиться в просоленой земле Венеции лучше, чем где-то в северной глуши (что спорно), а во-вторых, это - однозначно мандельштамовский мотив. "Поэт - соль земли", и стихи,- это тоже соль, то есть, главное в жизни. Кроме того, соль - священный предмет в образном мире Мандельштама, и именно ею, солью поэзии, должны исцеляться душевные раны (язвы) после смерти, точно так же, как они растравлялись ею при жизни (это уже мое произвольное развитие образа). Такая трактовка образов позволяет понять, зачем "к соли – ночь" (то есть зачем к стихам - гроза на море ночью) и "голубка – к благу" (то есть спасение и просветление, ведь голубка - это ковчег и потоп). Спасение, избавление от смертного забвения - в поэзии, которая, как грозовая ночь, прекрасна и ужасна одновременно. Это - если очень сильно буквализировать смысл и обрубить все побочные ветви дополнительных значений и ассоциаций. И, наконец, отчего "Ночь блаженная, ночь кривая – ясной тьмой мое сердце дразнит"? Здесь настолько интересный случай применения эпитета "кривая", что на нем стоит остановиться отдельно. "Кривая" ночь - это опять-таки, очень по-мандельштамовски сказано! Кривая, потому что пронизана изломанными ветвями молний. Кривая, потому что неправильная, нерациональная, как и сама жизнь ("чтобы не сумел загордиться человек" - В.Ерофеев). Кривая (это уже совсем на заднем плане смысла), - потому, что, по-фольклорному, "кривая -вывезет", выведет к истине; и потому, что "кривая" - одноглазая, как скандинавский Один, в чьем владении мед поэзии... И так далее, и тому подобное. Видите, как заиграл банальный эпитет, возвышенный строкой до художественного образа? "ясной тьмой мое сердце дразнит" - то есть осеняет молниеносным постижением истины (ясная тьма - это однозначно - молния, после ослепляющей вспышки которой ночь кажется еще темней).

Для того, чтобы осмыслить образы двух строчек стихотворения, мне понадобилось сорок строчек прозы. Это и есть волшебство поэзии, колоссального "ускорителя" сознания (Бродский). И в современной поэзии много таких мест, а то, что я написал - это довольно неуклюже и приблизительно, но эти смыслы там есть, и, более того, многие из них представляются мне очевидными.

Огромное спасбо evr_evr за повод к высказыванию и автору - за стихотворение!

От всей души желаю вам прекрасных стихов! Спасибо за внимание к моему блогу!

Comments

poluyan
Oct. 9th, 2018 01:18 am (UTC)
сам себя спрашивает?
lapadom
Oct. 9th, 2018 11:35 am (UTC)
Все вопросы и ответы взял из комментариев на youtube, где уже замучился их получать и повторять ответы за четыре-то года...

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner