lapadom (lapadom) wrote,
lapadom
lapadom

Одна из самых любимых цитат из "Писем Баламута"

Не знаю, надо ли напоминать, что пишет бес и все им сказанное — "обратно" человеческой логике и должно пониматься именно как наставления беса бесу. Да все читали, небось, что я тут разобъяснялся:

Клайв Стейплз Льюис.
Письма баламута
Перевод  Т.О.Шапошниковой. Перевод отредактирован и подготовлен
к печати Н.Л.Трауберг
Я  разделяю причины человеческого смеха на следующие: радость, веселье,
анекдоты и развязность. Радость проявляется,  когда  друзья  или  влюбленные
снова  встретятся  после  краткой  разлуки. Взрослые люди обычно придумывают
какой-нибудь предлог для смеха в виде шутки. Но та легкость, с которой  даже
самые  пустяковые остроты вызывают в такой момент улыбку, показывает, что не
в шутках дело. В чем тут причина, мы до сих пор не  знаем.  Что-то  подобное
этой  радости  выражается  в  гнусном  искусстве,  называемом музыкой, и еще
что-то похожее, говорят, бывает в раю, на небесах -- какое-то  бессмысленное
и  ненужное  учащение ритма блаженных эмоций, совершенно непонятное для нас.
Такой смех не в пашу пользу, и ему  всегда  следует  противодействовать.  Он
просто  противен  и оскорбителен для того реализма, достоинства и строгости,
которые все время царят в аду.
    Веселость близка к радости. Это легкая  пена,  и  рождает  ее  инстинкт
игры.  Она  тоже  приносит  нам  мало пользы. При ее помощи, конечно, иногда
можно оторвать людей от чувств и от действий, угодных Врагу. Однако сама  по
себе  она  не  содержит  ничего  хорошего,  а  плохое  -- несет: содействует
мужеству, милосердию, нетребовательности и многим другим порокам.
    Анекдот, помогающий внезапно увидеть смешное и нелепое, все же  обещает
больше.  Я  отнюдь  не имею в виду неприличные или грубые анекдоты: они чаще
всего не приводят к ожидаемым результатам,  хотя  посредственные  искусители
возлагают на них большие надежды. Следует знать, что люди в этом отношении
    четко  делятся на два типа: для одних "нет страсти сильнее зова плоти",
но неприличный анекдот не разжигает их, потому  что  он  смешной.  У  других
людей  такой  анекдот  рождает смех и похоть одновременно, от одной и той же
причины. Люди первого типа шутят на сексуальные темы, потому что они часто и
впрямь смешны, люди  второго  типа  просто  используют  повод  поговорить  о
сексуальном.  Если  твой  пациент  принадлежит  к  первому типу, неприличные
анекдоты тебе не помогут. Никогда не забуду те часы,  которые  я  потерял  с
одним из моих первых пациентов, шатаясь в страшной скуке по барам и салонам,
прежде  чем  усвоил  себе это правило. Узнай, к какому типу принадлежит твой
пациент, и следи за тем, чтобы он об этом не проведал.
    Истинная польза от шуток  и  юмора  совершенно  в  другом.  Эта  польза
особенно  много  обещает  при  обработке  англичан,  которые смотрят на свое
"чувство юмора" столь серьезно, что недостаток  его  --  почти  единственный
порок,  которого  они  действительно  стыдятся.  Юмор  для них сглаживает и,
заметь, извиняет все. Вот такой юмор совершенно неоценим как средство против
стыда. Если человек просто заставляет других за себя платить --  он  пошляк.
Если  же  он  шутливо  хвастает при этом и дразнит своих друзей тем, что они
дают себя раскрутить,-- он уже  не  пошляк,  а  весельчак.  Просто  трусость
позорна,  но  если  ее  замаскировать шутливым хвастовством, юмористическими
преувеличениями и  комическими  ужимками,  она  может  показаться  забавной.
Жестокость  позорна,  если  жестокий  человек  не  назовет ее шуткой. Тысячи
непристойных и даже кощунственных анекдотов  не  продвинут  так  человека  в
сторону  погибели,  как  открытие: он может сделать почти все, что угодно, и
друзья не осудят его, а восхвалят, если только он выдаст это за шутку. Кроме
того, такой соблазн можно почти полностью скрыть  от  твоего  подопечного  
за  счет вышеупомянутого  "серьезного отношения к юмору". Всякую мысль о том,
что и в шутках можно зайти слишком  далеко,  представь  ему  как  
"пуританство"  или "тупость".
    Однако  развязный  смех  лучше  всего.  Во-первых,  он  не стоит особых
усилий. Только умный человек  способен  умело  пошутить  о  добродетели.  Но
любого  развязного  пошляка  можно  научить  добродетель  высмеивать.  Среди
развязных людей всегда предполагается,  что  кто-то  из  них  сказал  что-то
остроумное  и  смешное,  хотя  никто  ничего  такого  и  не  говорил: каждый
серьезный предмет они обсуждают так, как будто в нем  уже  нашли  смешную  и
нелепую  сторону.  Устойчивая привычка к развязному смеху прекрасно защищает
от Врага. Кроме того, она свободна от тех опасностей, которые  содержатся  в
прочих   видах   смеха.  Между  развязным  смехом  и  радостью  --  огромное
расстояние. Развязность  притупляет,  а  не  проясняет  разум  и  отнюдь  не
сближает предающихся ей.
Tags: книги, цитата
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments