Оригинал взят у pellegrinna в "Нос" Д. Д. Шостаковича в театре Покровского
Главное достоинство спектакля, на которое нельзя не обратить внимание, досконально продуманное и идеально сочетающееся с музыкой сценическое действие. Действие не просто иллюстрирует музыку, как это бывает обычно. Действие и музыка здесь настолько гармоничны, что в какой-то момент начинает казаться, что в самой опере уже заложено все необходимое. А музыка здесь прекрасная - гротескная, комичная, экспериментальная.
Замечательно в постановке и то, что она вмешает в себя весь гоголевский мир. Целая галерея образов и персонажей, сатирически преподнесенных представителей разных социальных слоев. Мир коллежских асессоров, лакеев и чиновников, барынь и кучеров - все это перед нами. Некоторые сценические действия вызывают ассоциации и с другими произведениями Гоголя - "Ревизором" и "Ночью перед Рождеством". На сцене воссоздается мир Петербурга - его соборов, рынков, парков. В конце концов, здесь есть и гоголевская фантасмагория, характерный ему абсурдный юмор. Можно ощутить что-то хорошо знакомое, хармсовское в этом спектакле, когда на сцене появляется сам нос в двууголке и мундире.
Отдельной темой спектакля становится взаимодействие актера и зрителя. Театральность происходящего подчеркивается тем, что по краям сцены висят все костюмы, в которые облачаются персонажи по ходу действия. Там же есть и "зрительские" скамейки: актеры, не принимающие участие в действии, как бы оказываются на месте зрителя. Подчеркивается интимность отношений между артистами и публикой. Но главной кульминацией всего действия становится момент, когда музыка останавливается и звучит прозаический текст самого Гоголя о том, что непонятно, как вообще авторы могут брать такие сюжеты. Текст, произносится актерами от лица недовольного зрителя, и будто бы обращен напрямую к композитору и режиссеру данной постановки, в которой "пользы отечеству совершенного никакой". Конечно же, учитывая историю постановок спектакля и место действия - СССР, 1974 год, прозаический отрывок начинает звучать на злобу дня.