lapadom (lapadom) wrote,
lapadom
lapadom

Categories:

Мастера: Геннадий Калиновский

Оригинал взят у nkriv в Мастера: Геннадий Калиновский
Оригинал взят у evlena в Мастера: Геннадий Калиновский
В моем разделе "Мастера" я обычно пишу только о здравствующих иллюстраторах, но есть некоторые художники, которые актуальны и по сей день. Сегодня именно такой Мастер, с тяжелой судьбой, не всеми любимый, дети его далеко не всегда принимают, но не менее интересный.

Культура — это система фиксированных знаний.
Культура — это школа, традиция, система…
Но не искусство, нет. Поэтому художник должен бежать от культуры.
Ведь он сам по себе, он уникален и не нуждается ни в чём…

Г.В. Калиновский

Встречайте: ГЕННАДИЙ КАЛИНОВСКИЙ — Россия (СССР), 1929—2006 (76 лет), книжный иллюстратор, график.



из книги "Алиса в Зазеркалье"



Образование и жизнь: родился в Ставрополе, детство провёл в приморском городе Махачкала, далее по рекомендации от газеты "Пионерская правда" поехал учиться в художественную школу в Москву, жил при этом в интернате. Закончил факультет графики в Суриковском институте. Два года работал на Урале в геологической экспедиции. После учёбы работал иллюстратором в журналах и параллельно иллюстрировал книги. Но действительно посвятить себя книжной иллюстрации решил только после 40, взявшись за "Алису в Стране чудес" в переводе Бориса Заходера в 1974 году.
Каждой книги уделял огромное количество времени, часто отказывался от предложений издательств по причине "не за что зацепиться, неинтересная вещь". В первую очередь делал книгу для себя, но при этом говорил: "Надо забыть себя. Художник-иллюстратор имперсонален. Важно лицо книги, а не лицо художника". Однажды я смотрела интервью с художником, в котором он рассказывал как проходила его работа над "Сказками дядюшки Римуса". У него была книга с картинками, а он из тех художников, кому необходимо иметь чистое восприятие текста без чужого иллюстраторского видения. И вот его жена заклеила все картинки в этой книге, чтобы он мог спокойно прочитать текст (какая молодец!). Дальше он почти на год закрылся в мастерской, завесив окна, чтобы выработать концепцию иллюстративного ряда (друзья его мастерскую называли "консервной банкой" :). И потом, найдя идею, он за несколько месяцев нарисовал всю книгу, в дальнейшем получив за нее диплом I степени Всесоюзного конкурса "Лучшие издания 1976 года", серебряную медаль на Международной книжной выставке в Лейпциге и приз "Золотое яблоко" на 6-й биеннале иллюстраций детских книг в Братиславе (1977).
Вообще к работе был крайне требователен и серьёзен. Из-за этого долгое время был изгоем в издательском мире. Нельзя не упомянуть и мистическую историю его "Мастера и Маргариты". Как и у режиссёра Юрия Кары лента долгое время была на полке, как и у самого Булгакова роман был издан только после его смерти, у Калиновского издательства 4 раза заказывали работу, а потом мистическим образом растворялись. Только в 2001 издательство "Вита-Нова" наконец издало роман с его иллюстрациями.
В конце жизни художнику приходилось особенно туго, работы не было, а когда он скончался в 2006, его даже хоронить было не на что. И до сих пор так и не было полноценной выставки его работ.

Техника: Как говорил Калиновский: "Я считаю, что основой основ профессии иллюстратора книги является способность острейшим образом чувствовать специфику данного текста, его темп и тембр". Так и в технике у него большое разнообразие — в первую очередь отталкивался от текста, его ритма и содержания. Есть сухая, выверенная графика, а есть мокрая тушь и процарапывание. Есть акварель по-мокрому, акварель с тушью, и гуашь. Но, почти всегда это несколько нервная, очень живая линия, динамичная композиция и превосходное чувство тона.

Работы (в хронологическом порядке):

Земляника под снегом. Сказки японских островов (1968)






Мэри Поппинс (1968)
Самокритично от художника: "Совершенно промахнулся. Вяло сработал." :)













Лоскутик и Облако (1972—1992)







Приключение Алисы в Стране чудес (1974) (1977)
От художника: "Менее известно, что первый иллюстратор «Алисы» сэр Джон Тэнниэл, в свою очередь, нарисовал свою соседку — тоже десятилетнюю девочку. Я, не нарушая устоявшейся традиции, нарисовал свою соседку Леночку П."
















Сказки дядюшки Римуса (1976)
От художника: "„Сказки дядюшки Римуса“ — плотные, фактурные. Мне хотелось сделать как бы масляную живопись. Щетинной кистью покрывал краской всё поле листа. А потом в нужных местах эту фактуру процарапывал бритвой, рисунок заливал чёрной акварелью. Получались рисунки острые, „колючие“, без намёка на идиллию"









Пять похищенных монахов (1977)




Алиса в Зазеркалье (1981)














Путешествие Гуливера (1985)
Первая цветная книга.
От художника: "Вместо рисующего контура я делал синюю гуашь, а потом «заливал» туда другие цвета, тёплые. Синий контур, а «низ» закрашивал цветными карандашами и белилами. Белила «размазывают» эти карандаши и сливаются с синим контуром. Получается на свету — тёплые тона, а в тени — холодные."
От художника: "Лилипутиков много — их сотни, и ни одного я не имел права сделать статистом, или, как мне советовали — куколкой. На Гулливере копошился хорошо отлаженный государственный механизм, где каждый его элемент был автономной единицей."








Алиса в Стране чудес (1988) цветная










Доктор Айболит (1997)





Мастер и Маргарита (2001)
От художника: "Эпизоды с Христом и Понтием Пилатом я рисовал тихо, медленно — карандашом и акварелью. Ведь в работе над книгой важен и темп каждого рисунка. А в сцене «бала» использовал более «ядовитый» анилин, работал быстро. Рисунок со множеством движущихся фигур, залами, колоннадой я делал довольно быстро, в течение часа."

















Астрель и хранитель леса (2003)









Для более подробного ознакомления:
Сайт, посвященный творчеству художника

Tags: искусство, книга_художника, книги, перепост
Subscribe

Posts from This Journal “книга_художника” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments