?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Анисимова Н. А. От хорала до симфонии. Музыка Европы XI-XVIII веков на фоне истории культуры и исторических личностей. - М,: Московские учебники и Картолитография, 2008. - 320 с. - ISBN: 978-5-7853-0968-5




https://www.youtube.com/watch?v=C9gl2e2-u5s

Аннотация к книге: Эта книга адресована, прежде всего, преподавателям истории культуры немузыкальных средних и высших учебных заведений, испытывающим потребность пополнить свои знания в области музыки, подробно ознакомиться с тем, из чего выросла европейская музыкальная классика. Автор излагает материал очень популярно, стараясь вводить читателя в художественную атмосферу той или иной эпохи.


Предисловие

Эта книга адресована, прежде всего, преподавателям истории культуры немузыкальных средних и высших учебных заведений, испытывающим потребность пополнить свои знания в области музыки, подробно ознакомиться с тем, из чего выросла европейская музыкальная классика. Автор излагает материал очень популярно, стараясь вводить читателя в художественную атмосферу той или иной эпохи. Поэтому, кроме музыки, в поле его зрения окажутся и литература, и живопись, и архитектура, а также балетный и драматический театр, и даже мода на одежду. Возможно, это привлечет внимание студентов театральных учебных заведений и тех будущих музыкантов, которые пожелают расширить свой кругозор в смежных областях культуры. Книга может заинтересовать и просто людей любознательных, любящих историю и искусство. Наше повествование  охватывает культурное пространство с XI по XVIII столетие включительно, от истоков профессиональной музыки до высокой классики ее «золотого века». Читатель сможет почерпнуть здесь сведения не только о музыке разных эпох, но и о том, как возникали, развивались, а иногда и «умирали» те или иные жанры или инструменты. Обширный  изобразительный материал поможет читателю «заглянуть в лицо» историческим персонажам, ярче представить себе какието факты истории культуры, «войти» в обстановку, в  которой обитала музыка. К этому изданию предполагается выпустить еще и компактдиски с образцами музыки разных эпох. О средневековой и ренессансной поре музыкального искусства говорить непросто. Слишком далеко от нас то время, слишком непривычна для современного человека та эстетика. Музыкальные произведения XI–XV веков исполняются редко, и скорее привлекают внимание специалистов, чем широкой публики. Для остальных же эти столетия являются как бы «глухими». И если интерьер дворца эпохи барокко ассоциируется у нас с музыкой Моцарта или Бортнянского, а лютеранская церковь — со звуками баховского органа, то с чем ассоциировать, например, танец граций из картины Боттичелли «Весна»? Из-за того, что «неозвученным» остается большой промежуток времени, у многих может создаться впечатление, что классическая симфония появилась «вдруг», а опера «существовала всегда». Однако так же, как каждый из нас имеет непрерывную цепочку предков, так и музыка развивалась непрерывно, порождая все новые и новые эстетические нормы и звуковые решения. Ведь из готического двухголосия Средневековья произошло все то, что звучит сейчас на концертной эстраде — от сложнейшей полифонии Баха до пряных гармоний Дебюсси, Равеля и Прокофьева, до бардовской песни и «тяжелого рока». При изложении данного материала возникает еще одна трудность. Чем ближе к нашему времени, тем большим количеством живых, конкретных фактов из истории музыкальной культуры мы располагаем, тем подробнее можем о них рассказать. О музыкальных событиях XVI, XVII, XVIII веков нам известно достаточно много. Но чем глубже в толщу веков, тем нашисведения все более скудны: многое утеряно безвозвратно, потому что устная традиция почти ничего не сохранила, а нотная запись была еще несовершенной. Автор заранее просит извинения за то, что первые главы книги гораздо более лаконичны, чем последующие. Автор посчитал целесообразным начать свой рассказ со времени возникновения первых профессиональных центров европейского музыкального искусства и довести повествование до «золотого века» музыки, украшенного великими именами Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта, когда сложились уже основные музыкальные жанры (которыми пользуются и современные композиторы) и когда из всех видов искусств на первый план, наконец, выдвинулось искусство музыкальное. Хотя музыка в своем посту пательном движении по истории не раз меняла стиль и прошла несколько кульминаций, автор рассматривает именно восемнадцатый век высшим ее взлетом и главным итогом ее развития за семь веков, а потому останавливается на нем наиболее подробно. Отсюда — деление книги на две части, первая из которых посвящена становлению многоголосия, музыкальных форм и жанров, вторая — их расцвету в восемнадцатом веке. Для удобства читателя главы всей первой части соответствуют определенным векам .
Фотографии в альбоме «Книги - фото книг», автор gasin.dima на Яндекс.Фотках















































Что я такое и зачем я здесь вожусь:

Коротко - про видеоблог gasindm
Кого можно увидеть в видеоблоге, кроме меня
Подборки видеорассказов по некоторым темам и жанрам книг
О моей домашней библиотеке: тут и тут
Родное издательство "Время"
Музыка Моцарта: я модератор тут и обозреватель тут

Хорошего чтения!

Posts from This Journal by “Музыка” Tag

Latest Month

February 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner