Оригинал взят у opera_pokrovsky в Оперный театр Покровского - визит в гости накануне 43 сезона
Оригинал взят у dobrokoshka в Оперный театр Покровского - визит в гости накануне 43 сезона
Минуту назад открылся 43-й сезон в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского.
Прямо в эти минуты на сцене идет комическая опера "Три пинто", а вчера проходила завершительная оркестровая репетиция. Мне посчастливилось побывать на этой репетиции, а еще пройти по театру в составе экскурсии.
Уже довольно много лет назад мы с подругой стояли перед этим театром и она мне рассказывала, как была тут ребенком и что запомнила о спектакле. Конечно, я тут же пообещала себе, что побываю тут. И так и не побывала.
Мы прошли по театру, где всё дышит воспоминаниями о Покровском, который с основания в 1972 по 2009 год руководил театром. Заглянули в гримерки, гардеробные, бутафорский цех, репетиционные залы, даже на колосники.
И это другой мир, не тот, который бурлит снаружи. Мы создавали пробки в узких театральных коридорах, а мимо проходили сотрудники. Вот юноша прошел - "Здравствуйте". Вот девушка прошмыгнула "Спасибо". Я тем временем всматривалась в комнаты - сколько костюмов, какая маркировка на декорациях. И в самом конце экскурсии мы пришли в зал, где началась репетиция. Там я увидела большинство встреченных по пути на сцене - это были артисты.
Тут хлынула музыка и голоса, и меня затопило оперой и смущением. Из случайных встреч, из забитых гардеробных, из обрезков и пятен в бутафорской создалось что-то огромное. Что-то, что заставляло спрашивать себя, как же быть, если здороваясь с незнакомцем ты и подумать не мог, что он так богат, что из него так рвется красота. Это сколько же всего, получается, ты не видишь?
А экскурсия и репетиция были прекрасные. Позвольте мне о них рассказать.
Театр располагается на Никитской, 17, в бывшем здании ресторана "Славянский базар". Именно здесь Станиславский и Немирович обсуждали идею создания театра - того самого, который в итоге стал МХАТом.
Совсем недавно Никитская стала пешеходной и очень хороша в таком виде (хотя, говорят, проблемы с парковкой усилились).
Холл театра - всё в зеркалах.
Потолок отражает пол
Поднимаемся к зрительному залу.
В фойе внимание привлекает небольшой музей. Это бывший рабочий кабинет Покровского. Перед спектаклем и во время антрактов музей открыт и позволяет прикоснуться к истории театра и его руководителя.
У театра есть спектакль-долгожитель - "Нос". Ему уже 40 лет.
За это время прошли поколения, государства, мир стал совсем другим, но в истории остается внутренняя убедительность. Нос о ней рассказывает (вернее, поет - это же опера).
Рабочее место:
Трофеи и награды
Архивные фотографии
И снова холл:
Зал театра не очень большой, он вмещает около 200 зрителей.
"Наш театр называется камерным. Камерный - это не размер помещения, это тип общения со зрителем" (Покровский)
В холле также много фотографий.
Вот детская труппа театра - фотография 1985 года.
Детская хоровая группа работает до сих пор, ей руководит Елена Львовна Озерова
В начале сентября начнется очередной набор в группу - приходите!
Информация о прослушиваниях.
Кстати, именно с работой детской труппы связана байка, рассказанная подругой:
Она была в театре еще ребенком, со своей мамой. Шел спектакль и один из актеров сказал "Дети! Дети! Скорее сюда!". Отовсюду стали выбегать на сцену дети. Мама толкнула мою подругу - давай, ты тоже выходи. Она вышла и оказалась единственным ребенком, который не был в курсе происходящего - другие дети стали хором что-то петь :)
Зал является трансформером. На разных спектаклях в нем разное количество рядов и кресел. Иногда сцена и зал и вовсе меняются местами.
На этой полутемной фотографии кипит работа. В оркестровой яме раскладывают ноты, на сцене работает уборщица и специалист по свету.
Декорации к завтрашнему спектаклю:
А вот этот на первый взгляд странно организованный кадр рассказывает, что у сцены нет крыши - над сценой находятся колосники. Это система конструкций, на которых размещается различное оборудование (например, световое). Там кипит жизнь, ходят рабочие.
Фойе
И вот мы попадаем в служебную часть театра. Сюда вход для публики закрыт.
В центре здания находится огромная, старая, не очень эффектная, но совершенно завораживающая лестница.
В центре хранится реквизит - например, огромный альт для спектакля "Альтист Данилов"
На заднем плане завлит театра Наталия Сурнина в сногсшибательном платье :)
Вот репетиционные помещения.
В первом, чуть меньшем по размеру, проходят спевки. Концертмейстеры разбирают и репетируют партии с отдельными артистами или сразу со всем хором.
Место для хора:
Второй репетиционный зал называют черной комнатой. Тут схематично воссозданы сцена и декорации к спектаклю и можно репетировать "в пространстве".
На полках под потолком хранится реквизит. Он, вообще, хранится повсюду - в бутафорских, в коридорах, расползается по всему пространству, которое может захватить.
Пример:
А вот колосники сверху (пустили посмотреть одним глазком :) ). Под ними сцена.
Рядом бутафорский цех.
Здесь царит творческий беспорядок - банки, фанерки, кусочки всего_что_может_понадобиться, инструменты, тряпочки.
Крупную бутафорию делают на заказ вне театра, а внутренний цех выполняет две задачи:
- мелкий ремонт и переделка
- создание "того, не знаю что", нужного для спектакля. Режиссер ставит задачу: надо, чтобы актеры что-то друг другу передавали, по теме спектакля, осмысленое, круглое, красное с синим (а может быть, желтое с белым, так что сделайте две штуки). И эту волшебную задачу решают здесь. Во время репетиции на сцене мелькают фанерные бутылки на присосках, которые крепятся к стене. Думаю, они родились здесь.
Наверное, тут как в "Вине из одуванчиков", на кухне бабушки - главное, не убираться.
Просто коридор:
Части городской стены
Луна в разобраном виде
Коробки с надписями "Фигаро", "Моцарт".
(Видимо, это "Свадьба Фигаро").
Снова завораживающая лестница )
И гардеробные.
Вот это мужская. Её сложно назвать комнатой - это скорее коридор с одеждой.
Нотоная библиотека.
Здесь берут клавир и партитуру и делают на их основе партии для каждого из исполнителей.
Рядом коридор с одним стулом и зеркалами с обеих сторон. Смотрится феерически.
Сидишь перед профкомом и думаешь о вечном )
Комната со световым пультом.
К моменту спектакля световик составляет световую партитуру спектакля и непосредственно во время запускает нужные программы и помогает при накладках (например, актер не встал в свет, надо поправить).
Гримерки, мужские и женские
У каждого свой стол с минимальным набором вещей.
Под конкретный спкктакль у артиста может быть своя коробка с инвентарем - например, свой подогнанный парик, головной убор или аксессуары.
Также гример перед спектаклем получает каталку с костюмами "своего" артиста и помогает тому собрать облик (вплоть до помощи с надеванием каких-то сложных частей костюма).
Хе-хе :)
По всей служебной части театра ведется постоянная трансляция того, что происходит на сцене. По этой же трансляции к сотрудникам обращается помощник режиссера (помреж), если есть что-то срочное. Подозреваю, у него всё срочное )
"Добрый день, просим всех спуститься в зал", "Прошу гримеров срочно принести в зал три синих парика".
И, наконец, репетиция.
Это оркестровая репетиция накануне спектакля. Актеры играют без костюмов. Слова уже выучены, сцены отрепетированы, партии разобраны. Это последний прогон перед выступлением. Главное внимание вокальной части, но правятся также и помарки в других местах.
Оркестр и артисты на месте, через минуту зайдет дирижер.
Голос режиссера: "Руки плотно, как на стекло, не махать!"
Найдите руку дирижера.
Удивительно и приятно видеть на сцене тех, кого до того видел в коридоре и в репетиционных комнатах.
Невозможно не очароваться Александрой Мартыновой :)
Впрочем, Захаром Ковалевым и Александром Полковниковым тоже )
И список можно продолжать.
Мне очень понравилась репетиция без костюмов и грима - видно так много выразительного в артистах.
Портрет дирижера.
Хор прощается с уезжающим героем и поет: "Auf Wiedersehen! Auf Wiedersehen!"
Артисты уходят со сцены и внезапно начинают махать в окна.
Тут же голос режиссера: "Пальцы вместе!"
Вот одна из упомянутых бутылок, прикрепленная к стене.
К слову о выразительности: вот кто-то хотел сбежать из трактира не заплатив, но был пойман:
А вот кокетка и поклонник:
А вот простак и два хитреца:
О, каких хитреца!
Спектакль длится 3 часа, а оркестровая репетиция идет минимум 4 - с учетом пауз и обсуждения.
Увы, я не дождалась окончания и тихонько вышла в темный холл.
А потом на темную лестницу.
Эта лестница видна с улицы, если заглянуть в здание.
Она кажется совершенно необитаемой, ведущей к чему-то закрытому.
А за ней - театр!
Благодарю mosblog за помощь в организации экскурсии.
И огромное спасибо всем сотрудникам театра, которые пустили нас в свой мир.
А список всех моих рассказов про Москву находится здесь
Прямо в эти минуты на сцене идет комическая опера "Три пинто", а вчера проходила завершительная оркестровая репетиция. Мне посчастливилось побывать на этой репетиции, а еще пройти по театру в составе экскурсии.
Уже довольно много лет назад мы с подругой стояли перед этим театром и она мне рассказывала, как была тут ребенком и что запомнила о спектакле. Конечно, я тут же пообещала себе, что побываю тут. И так и не побывала.
Мы прошли по театру, где всё дышит воспоминаниями о Покровском, который с основания в 1972 по 2009 год руководил театром. Заглянули в гримерки, гардеробные, бутафорский цех, репетиционные залы, даже на колосники.
И это другой мир, не тот, который бурлит снаружи. Мы создавали пробки в узких театральных коридорах, а мимо проходили сотрудники. Вот юноша прошел - "Здравствуйте". Вот девушка прошмыгнула "Спасибо". Я тем временем всматривалась в комнаты - сколько костюмов, какая маркировка на декорациях. И в самом конце экскурсии мы пришли в зал, где началась репетиция. Там я увидела большинство встреченных по пути на сцене - это были артисты.
Тут хлынула музыка и голоса, и меня затопило оперой и смущением. Из случайных встреч, из забитых гардеробных, из обрезков и пятен в бутафорской создалось что-то огромное. Что-то, что заставляло спрашивать себя, как же быть, если здороваясь с незнакомцем ты и подумать не мог, что он так богат, что из него так рвется красота. Это сколько же всего, получается, ты не видишь?
А экскурсия и репетиция были прекрасные. Позвольте мне о них рассказать.
Театр располагается на Никитской, 17, в бывшем здании ресторана "Славянский базар". Именно здесь Станиславский и Немирович обсуждали идею создания театра - того самого, который в итоге стал МХАТом.
Совсем недавно Никитская стала пешеходной и очень хороша в таком виде (хотя, говорят, проблемы с парковкой усилились).
Холл театра - всё в зеркалах.
Потолок отражает пол
Поднимаемся к зрительному залу.
В фойе внимание привлекает небольшой музей. Это бывший рабочий кабинет Покровского. Перед спектаклем и во время антрактов музей открыт и позволяет прикоснуться к истории театра и его руководителя.
У театра есть спектакль-долгожитель - "Нос". Ему уже 40 лет.
За это время прошли поколения, государства, мир стал совсем другим, но в истории остается внутренняя убедительность. Нос о ней рассказывает (вернее, поет - это же опера).
Рабочее место:
Трофеи и награды
Архивные фотографии
И снова холл:
Зал театра не очень большой, он вмещает около 200 зрителей.
"Наш театр называется камерным. Камерный - это не размер помещения, это тип общения со зрителем" (Покровский)
В холле также много фотографий.
Вот детская труппа театра - фотография 1985 года.
Детская хоровая группа работает до сих пор, ей руководит Елена Львовна Озерова
В начале сентября начнется очередной набор в группу - приходите!
Информация о прослушиваниях.
Кстати, именно с работой детской труппы связана байка, рассказанная подругой:
Она была в театре еще ребенком, со своей мамой. Шел спектакль и один из актеров сказал "Дети! Дети! Скорее сюда!". Отовсюду стали выбегать на сцену дети. Мама толкнула мою подругу - давай, ты тоже выходи. Она вышла и оказалась единственным ребенком, который не был в курсе происходящего - другие дети стали хором что-то петь :)
Зал является трансформером. На разных спектаклях в нем разное количество рядов и кресел. Иногда сцена и зал и вовсе меняются местами.
На этой полутемной фотографии кипит работа. В оркестровой яме раскладывают ноты, на сцене работает уборщица и специалист по свету.
Декорации к завтрашнему спектаклю:
А вот этот на первый взгляд странно организованный кадр рассказывает, что у сцены нет крыши - над сценой находятся колосники. Это система конструкций, на которых размещается различное оборудование (например, световое). Там кипит жизнь, ходят рабочие.
Фойе
И вот мы попадаем в служебную часть театра. Сюда вход для публики закрыт.
В центре здания находится огромная, старая, не очень эффектная, но совершенно завораживающая лестница.
В центре хранится реквизит - например, огромный альт для спектакля "Альтист Данилов"
На заднем плане завлит театра Наталия Сурнина в сногсшибательном платье :)
Вот репетиционные помещения.
В первом, чуть меньшем по размеру, проходят спевки. Концертмейстеры разбирают и репетируют партии с отдельными артистами или сразу со всем хором.
Место для хора:
Второй репетиционный зал называют черной комнатой. Тут схематично воссозданы сцена и декорации к спектаклю и можно репетировать "в пространстве".
На полках под потолком хранится реквизит. Он, вообще, хранится повсюду - в бутафорских, в коридорах, расползается по всему пространству, которое может захватить.
Пример:
А вот колосники сверху (пустили посмотреть одним глазком :) ). Под ними сцена.
Рядом бутафорский цех.
Здесь царит творческий беспорядок - банки, фанерки, кусочки всего_что_может_понадобиться, инструменты, тряпочки.
Крупную бутафорию делают на заказ вне театра, а внутренний цех выполняет две задачи:
- мелкий ремонт и переделка
- создание "того, не знаю что", нужного для спектакля. Режиссер ставит задачу: надо, чтобы актеры что-то друг другу передавали, по теме спектакля, осмысленое, круглое, красное с синим (а может быть, желтое с белым, так что сделайте две штуки). И эту волшебную задачу решают здесь. Во время репетиции на сцене мелькают фанерные бутылки на присосках, которые крепятся к стене. Думаю, они родились здесь.
Наверное, тут как в "Вине из одуванчиков", на кухне бабушки - главное, не убираться.
Просто коридор:
Части городской стены
Луна в разобраном виде
Коробки с надписями "Фигаро", "Моцарт".
(Видимо, это "Свадьба Фигаро").
Снова завораживающая лестница )
И гардеробные.
Вот это мужская. Её сложно назвать комнатой - это скорее коридор с одеждой.
Нотоная библиотека.
Здесь берут клавир и партитуру и делают на их основе партии для каждого из исполнителей.
Рядом коридор с одним стулом и зеркалами с обеих сторон. Смотрится феерически.
Сидишь перед профкомом и думаешь о вечном )
Комната со световым пультом.
К моменту спектакля световик составляет световую партитуру спектакля и непосредственно во время запускает нужные программы и помогает при накладках (например, актер не встал в свет, надо поправить).
Гримерки, мужские и женские
У каждого свой стол с минимальным набором вещей.
Под конкретный спкктакль у артиста может быть своя коробка с инвентарем - например, свой подогнанный парик, головной убор или аксессуары.
Также гример перед спектаклем получает каталку с костюмами "своего" артиста и помогает тому собрать облик (вплоть до помощи с надеванием каких-то сложных частей костюма).
Хе-хе :)
По всей служебной части театра ведется постоянная трансляция того, что происходит на сцене. По этой же трансляции к сотрудникам обращается помощник режиссера (помреж), если есть что-то срочное. Подозреваю, у него всё срочное )
"Добрый день, просим всех спуститься в зал", "Прошу гримеров срочно принести в зал три синих парика".
И, наконец, репетиция.
Это оркестровая репетиция накануне спектакля. Актеры играют без костюмов. Слова уже выучены, сцены отрепетированы, партии разобраны. Это последний прогон перед выступлением. Главное внимание вокальной части, но правятся также и помарки в других местах.
Оркестр и артисты на месте, через минуту зайдет дирижер.
Голос режиссера: "Руки плотно, как на стекло, не махать!"
Найдите руку дирижера.
Удивительно и приятно видеть на сцене тех, кого до того видел в коридоре и в репетиционных комнатах.
Невозможно не очароваться Александрой Мартыновой :)
Впрочем, Захаром Ковалевым и Александром Полковниковым тоже )
И список можно продолжать.
Мне очень понравилась репетиция без костюмов и грима - видно так много выразительного в артистах.
Портрет дирижера.
Хор прощается с уезжающим героем и поет: "Auf Wiedersehen! Auf Wiedersehen!"
Артисты уходят со сцены и внезапно начинают махать в окна.
Тут же голос режиссера: "Пальцы вместе!"
Вот одна из упомянутых бутылок, прикрепленная к стене.
К слову о выразительности: вот кто-то хотел сбежать из трактира не заплатив, но был пойман:
А вот кокетка и поклонник:
А вот простак и два хитреца:
О, каких хитреца!
Спектакль длится 3 часа, а оркестровая репетиция идет минимум 4 - с учетом пауз и обсуждения.
Увы, я не дождалась окончания и тихонько вышла в темный холл.
А потом на темную лестницу.
Эта лестница видна с улицы, если заглянуть в здание.
Она кажется совершенно необитаемой, ведущей к чему-то закрытому.
А за ней - театр!
Благодарю mosblog за помощь в организации экскурсии.
И огромное спасибо всем сотрудникам театра, которые пустили нас в свой мир.
А список всех моих рассказов про Москву находится здесь