Записывала как прилежная студентка из прилежных.
"Детская книга может быть без текста, но не может быть без рисунка. Это я, немного от обиды говорю...". Дальше вспоминает историю, когда Маршак с Чуковским "два закадычных врага" объединились и написали письмо, что, мол, плохо,что Конашевичу дали Сталинскую премию. Масштаб не тот. "Такое нельзя забывать. Это было не хорошо".
Детская книга стала важной частью мирового искусства. Русская детская книга. Хотя это недооценено.
Настоящий художник не может работать для денег, он должен работать для души.
О работе над книгой А. Волкова "Волшебник Изумрудного города". (Я так понимаю, что собирается "Вита-Нова" издавать): По просьбе одного мецената... Мы книгу Волкова не читали. Мы с братом не делили никогда книги на детскую литературу и не детскую. Брат не хотел делать книгу. А я (может быть потому что левша, мне хочется все наоборот) поехал в Америку. Посмотрел что за страна. Очень бедная страна по отношению к России и Европе. Много дорог. Страна для работы... И после моего возвращения мы решили делать книгу.
Волков - волшебник. Он удивительно современен, не смотря на то, что написано давно. Например, там есть наркотики.
Что в Европе туман, то в Америке конкретно и определенно.
Не всегда понятно, что такое добро и зло. Очень часто люди заблуждаются. Даже чаще, чем мы думаем.
О воздействии искусства на человека: Искусство не так утилитарно. Без искусства - скучно. Оно делает жизнь приемлемой, во всяком случае для меня.
Искусство вне добра и зла. Красота - что она? Добро? Зло? Это неизвестно. Наслаждение Богом - красота!
Когда мы говорим о бумажной книге и электронной, то бумажную книгу ждет еще расцвет, благодаря новым техническим возможностям.
Нет ли желания самому написать книгу? Мне настолько легче рисовать, чем писать, что пока - нет. Но может быть, когда-нибудь...
В жизни нельзя все сделать. Я знал людей у которых было много талантов и это мешало им развиваться. Нельзя разбрасываться!
О выборе книг для работы: Обычно книгу выбирали сами. Иногда выбираю книгу, которая не нравится. Сейчас я работаю над книгой. Не буду называть. Когда я взял её в руки, то испытал шок. Потому что половину слов я не знаю, а половину не употребляю. Но искусство, как и человек не должно быть приятным (так мой отец говорил). Искусство должно производить колкость впечатлений.
Париж - прекрасный пригород Петербурга.
Париж - оперета, Петербург - опера.
Я стараюсь никогда не видеть, что было сделано на эту тему до меня, чтобы не попасть под впечатление. В наше время прочтение совсем иное. Это очень правильные попытки что-то новое прочесть в классике, так как мы живем в другом мире. Мы сейчас видим другие особенности, другие куски
Очень важная тема старости. Русская литература была под влиянием Байрона. Он заключил в тюрьму молодости литературу. Это было вредное влияние. Все тогдашние гении думали,что поэт должен кончить рано. Это заблуждение романтизма.
Кино - родилось из иллюстрации, необязательно книжной.
Мечта художника - совершить чудо.
Не все дети талантливы. С 13 лет можно судить. А то,что до этого - общие черты. Незамутненный взгляд на мир. Это свойственно всем детям.
Талант нуждается в воспитании.
Талант не принадлежит человеку. Это дается такой помощник свыше. Его нельзя заставлять делать то, что ему не свойственно. Его надо беречь и вдохновлять.
В искусстве и жизни много значит "чуть-чуть".
О критике: У нас нет художественной и литературной критики. Сейчас никто не назовет того, кто был бы властителем дум, как Белинский в свое время.
Талант от гениальности не отличается. Это масштаб. А масштаб будет видно через сто лет после смерти.