lapadom (lapadom) wrote,
lapadom
lapadom

Category:

Нам - 130 лет!

Оригинал взят у je_nny в Нам - 130 лет!



http://www.shm.ru/

27 мая 1883 года
130 лет назад
В Москве на Красной площади
открылось здание
Государственного исторического музея

Государственный исторический музей – крупнейший национальный музей России.
Основан в 1872 году по инициативе общественности.
Организационный комитет по устройству музея получил в феврале 1872 года высочайшее разрешение
на учреждение в Москве музея
имени Его Императорского Высочества Государя наследника Цесаревича Александра Александровича.


Через год были утверждены «Общие основания музея»,
в которых основной целью музея определялось –
«служить наглядной историей»,
для чего «будут собираться все памятники знаменательных событий истории Русского государства».


В мае 1881 года музей получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей,
и был передан в ведение Министерства народного просвещения,
в связи с чем приобрел статус правительственного учреждения.


По проекту архитекторов Р.Шервуда и А.Семенова здание музея воздвигли
напротив старейшей святыни России – храма Василия Блаженного,
и все оно – его фасады и интерьеры, росписи потолков и стен, рисунки мозаичных полов,
даже оконные переплеты, наличники дверей и решетки,
представляло собой архитектурно-живописную версию истории России.


Первая экспозиция музея открылась 27 мая 1883 года.
Музей стал именоваться Императорским российским историческим музеем имени императора
Александра III.
С 1921 года титульное название музея – Государственный исторический музей.
По новому Уставу основой всех направлений деятельности ГИМ стала научно-исследовательская работа.


Историю и культуру Отечества с древнейших времен представляют 4,5 млн. предметов и 12 млн. листов документов.
В собрании ГИМ представлены археологические находки, рукописи, древние иконы, оружие, научные приборы,
ювелирные украшения, произведения искусства и многое другое. Коллекция изобразительного искусства насчитывает около 500 тысяч экспонатов, включает в себя портреты, пейзажи, акварели, рисунки, литографию…


Указом президента РФ от 18 декабря 1991 года Государственный исторический музей
отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России.


А с 1994 года музей определен как научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение,
за ним закреплена роль головного научно-методического центра для исторических и краеведческих музеев России.
В 2008 году коллективу музея присуждена медаль «Символ Науки».

http://www.calend.ru/event/5229/

На первых двух этажах, в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX века.
Здесь можно увидеть уникальные сокровища: артефакты скифов, готов, гуннов.
На третьем этаже показана Россия, начиная с эпохи Петра I: политика, культура, экономика Российской империи.

В целом, в музее на 4 тысячах квадратных метров демонстрируется около 22 тысяч предметов,
и чтобы обойти всю экспозицию, необходимо сделать более 4 тысяч шагов, что составляет, примерно, 3 км.
Чтобы осмотреть каждый экспонат и потратить на это хотя бы минуту, то потребуется около 360 часов.
http://ntdtv.ru/novosti-rossii/istoricheskii-muzei-otmechaet-130-letie


(И мои "пять копеек": музейных предметов, насколько я знаю, уже почти 7 млн!)


1. Берестяные грамоты

© РИА Новости. Алексей Куденко
Берестяная грамота 201, принадлежавшая, вероятно, другу Онфима по школьной скамье

Берестяные грамоты - один из памятников ранней письменности Руси, бытовали в XI–XV веках, а впервые были обнаружены в 1930-м году археологами в Великом Новгороде. Грамоты здесь находят и по сей день, иногда до нескольких сотен в год - нацарапанные на коре дерева деловые документы, письма, бытовые записки, любовные послания, учебные упражнения. Например, грамоты средневекового мальчика Онфима, после которого остались не только выполненные задания, но и записочки и смешные картинки с человечками и сценами боя, одни из первых известных нам детских рисунков в истории.

2. Дольмен из бронзового века

© РИА Новости. Алексей Куденко
Дольмен

В экспозиции, посвященной истории бронзового века, представлен уникальный пятитонный дольмен – погребальная постройка из каменных плит, сооруженная во II тысячелетии до нашей эры и служившая на протяжении 450-ти лет усыпальницей для 70 членов одной семьи. Когда-то дольмен стоял на берегу реки Колихо в Краснодарском крае, а потом оказался погребенным под мощным оползнем и буквально "законсервированным" под слоем ила. Обнаружен дольмен был в 2008-м году: найденные в нем останки отправились на изучение в Петербург, а сами плиты из известняка – в Москву, где были отреставрированы и выставлены в музее на специальном постаменте, позволяющем полу постройки XIX века выдержать немалый вес плит.

3. Глобус Блау

© РИА Новости. Алексей Куденко
Глобус Блау

Двухметровый медный глобус на деревянной подставке был изготовлен голландским издателем и картографом Виллемом Блау в середине XVII  века  для королевы Швеции Кристины Августы, но начавшая Северную войну страна, претендовавшая на прибалтийские земли, расходы на столь редкий предмет не потянула. В 1708-м году в Амстердаме предмет заприметил русский агент и предложил выкупить его Петру I, что тот и сделал после того, как цену удалось сбить в десять раз. Глобус Блау – экспонат первого русского музея, где выставлялся вместе с ботиком Петра, позже – учебное пособие в Навигацкой школе, а с 1912-го года  – "особо ценный экспонат" Исторического музея.

4. Радзивилловская (Кёнигсбергская) летопись

© РИА Новости. Рудольф Кучеров
Крещение князя Владимира Святославовича. Копия миниатюры из Радзивилловской летописи

О том, что из себя представляла "Повесть временных лет", древнейший из дошедших до нас древнерусских летописных сводов, дает представление Радзивилловская летопись – документ, созданный, скорее всего, на основе свода Переяславля Суздальского в начале XIII века и дошедший до нас в двух списках. Миниатюры Радзивилловской летописи называют окнами в исчезнувший мир: они дают представление о быте, строительстве, военном деле древнего государства и важнейших исторических событиях, например, о призвании варягов, победоносном походе князя Олега на Константинополь,  страшной мести Ольги древлянам, "испытании вер" и принятии Владимиром Святославичем христианства в Корсуни.

5. Палаш Михаила Скопина-Шуйского

© РИА Новости. Алексей Куденко
Палаш и портрет М.В,Скопина-Шуйского

Вещи, принадлежавшие историческим персонам из Смутного времени – экспонаты уникальные, потому как уцелело их совсем немного. К таким вещам относится личное оружие Михаила Скопина-Шуйского, государственного деятеля и национального героя времен польско-литовской интервенции, сына крупного деятеля эпохи Ивана Грозного Василия Шуйского. Это палаш, украшенный лазурью, бирюзой и золоченым серебром, сделанный в конце XVI-XVII веков – клинок в Западной Европе или России, а рукоять и ножны – в Персии.

6. Орден Святого Георгия первой степени, принадлежавший Суворову

© РИА Новости. Алексей Куденко
Орден Святого Георгия. принадлежавший Александру Суворову

Орден Святого Георгия первой степени – свидетельство одной из самых блистательных побед Александра Суворова. Эту награду полководец получил за "превосходное искусство и отличное мужество во всяком случае, наипаче же при атаке многочисленных турецких сил, верховным визирем предводимых в 11 день сентября на реке Рымнике", за что был возведен Екатериной II в графское достоинство с наименованием "Рымникский".

7. Кокошники

© РИА Новости. Рудольф Кучеров
Кокошники из Олонецкой губернии из Костромской губернии и каблучок из Тверской

Невозможно представить себе национальный музей истории без одежды – древней кольчуги, простого крестьянского платья, военных мундиров, наряда дамы высшего света (все это здесь есть) и, конечно, настоящих русских кокошников  – украшенных золотым шитьем, перламутром и жемчугом головных уборов, которые носили вплоть до XX столетия. Форма кокошника в каждой губернии была своя в зависимости от традиции укладывать волосы в косы, а называться он мог по-разному – наклон, каблучок, сорока. Каждый день кокошники не носили – это было праздничное украшение, которое доставали из сундука несколько раз в год по особым случаям. Наклон - из Костромской губернии, где был распространен так называемый тип "однорогого" кокошника, а в Олонецкой губернии кокошники были шлемовидной формы.

8. Роговой оркестр времен Екатерина II

© РИА Новости. Алексей Куденко
Трубы рогового оркестра

Роговой оркестр, музыка на охотничьих рогах, - чисто российское "изобретение", никогда не покидавшее пределов страны (хотя на Западе были попытки создания своих таких оркестров), обязательный атрибут любого знатного дома в стране начиная со времен Елизаветы. Роговой оркестр – в своем роде «живой инструмент» (его еще называли живым органом), состоявший из нескольких труб. Из каждого рога можно было извлечь только один звук, поэтому музыка рождалась коллективным усилием игравших на инструментах музыкантов – один отвечал за фа-диез, второй – за си-бемоль. В собрании музей представлены трубы времен Екатерины II, когда оркестры были крайне популярны, а композиторы писали для них специальные пьесы и вводили музыку рогов в оперы. Самое известное выступление рогового оркестра того времени состоялось в 1791 году в Таврическом дворце, по случаю взятия Измаила - на так называемом "Потемкинском празднике", когда с трубами вышло триста человек.

9. Возок Петра I

© РИА Новости. Алексей Куденко
Возок Петра I

Еще один "особо ценный экспонат" - зимний возок Петра Первого с ледяными оконцами – повозка на полозьях, на которой, по преданию, будущий император ездил в одну из своих экспедиций в Архангельск к Белому морю. Там "царь-плотник" обучался корабельному делу и постигал хитрости коммерческой торговли.

10. Сабля Наполеона

© РИА Новости
Сабля императора Франции Наполеона Бонапарта

Есть в коллекции Исторического музея и сабля, принадлежавшая Наполеону. Когда-то она находилась в главном здании, но после того, как ГИМ открыл Музей Отечественной войны 1812-го года, переехала с другими экспонатами в здание Московской городской думы по соседству. Скорее всего, эта сабля была подарена Наполеоном первому адъютанту Александра I графу Шувалову, сопровождавшему экипаж низложенного императора на паром до острова Эльба. Разъяренная толпа, окружившая карету, несколько раз пыталась вытащить Наполеона с криками "Долой тирана! Долой разбойника!", и Шувалов оказался одним из первых, кто пришел ему на помощь. До парома Наполеон смог добраться,  переодевшись в простую синюю блузу и выдавая себя за полковника Кэмпбелла, а свой костюм отдал адъютанту графа Шувалова. Прощаясь с Шуваловым на пароме, Наполеон в знак благодарности и подарил ему эту саблю.

11. Веер Натальи Гончаровой

© РИА Новости. Алексей Куденко
Веер Натальи Гончаровой и визитные карточки Пушкина и его знакомых/

Веер в XIX веке был не просто модным аксессуаром или способом спасения от духоты, а настоящей дамской хитростью, милым оружием и одновременном щитом, за которым красавицы прятались на балах, и сложной "сигнальной системой": прикрывает красавица веером ладонь левой руки, а имеет в виду "сохрани эту тайну", прикладывает его кончик к уголкам рта  – "осторожно, нас слушают!". Веер из шестнадцати гладких пластин из панциря пятнистой черепахи, каждый из которых украшен маленькой короной, принадлежал первой столичной красавице и жене Пушкина Наталье Гончаровой. В экспозиции рядом - серебряный поднос с визитками Пушкина и друзей семьи.

12. Перо Александра II

Одной из самых важных реформ Александра II (чье имя, кстати, когда-то носил музей) стала отмена крепостного права, провозглашенная манифестом от 19 февраля 1861-го года. Крестьянская реформа стала насущным вопросом не вдруг: первые попытки упразднения крепостнической системы относятся к времени правления Николая I, а Александр II еещ в 1856-м году, только взойдя на престол, заявил о том, что "лучше отменить крепостное право свыше, нежели дожидаться, как оно само собою станет отменяться снизу". Проект" Положений о крестьянах" готовился в течение нескольких лет, а на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета, который принял его с некоторыми изменениями, - поступил 28 января 1861 года. В коллекции музея хранится перо, которым император подписал журнал исторического заседания.



РИА Новости http://ria.ru/art/20130527/824058132.html#ixzz2UUk4BE6R

Tags: история, культура, перепост
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments