?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тод Штрассер. Волна

Тод Штрассер. Волна. - М.: Самокат, 2012

Photobucket Pictures, Images and Photos




Аннотация к книге "Волна"
Почему многие образованные, здравомыслящие люди в Германии 1930-40-х годов в лучшем случае молчаливо не одобряли, а некоторые открыто поддерживали фашистский режим, геноцид, агрессию. Современные дети, отделенные от войны уже не одним поколением, не могут представить, как такое может произойти.
Чтобы объяснить своим ученикам старшей школы, что поддерживало фашизм в Германии, учитель истории Бен Росс начинает в своем классе эксперимент - создает движение под названием Волна. С поражающей покорностью ученики включаются в игру. Сам учитель начинает чувствовать, как проникается ролью лидера движения. Спустя неделю обычная школа превращается в маленькую тоталитарную республику, многие учителя, ученики и их родители поддерживают начинание - ведь дети стали такими дисциплинированными, с ним стало легче работать. А несогласные должны быть подвергнуты перевоспитанию…
Книга американского писателя Тода Штрассера основана на реальных событиях - учителя звали Рон Джонс, он преподавал историю в Гордон Хай Скул, в Калифорнии, в городе, где проживают представители научной элиты США, сам эксперимент был проведен в 1967 году. Скорость, с которой он набрал обороты и стал популярным среди учеников и учителей, их готовность следовать чужим решениям была шоком для американского общества. Лишь единицы отказались принимать участие в нем. Собственно, готовность стремительно сплотившихся учеников наказать несогласных испугала самого учителя и заставила его прервать эксперимент. В 1981 году в США был снят телевизионный сериал "Волна", в 2008-м одноименный фильм был снят в Германии. Несмотря на то, что с момента реальной истории прошло уже больше 40 лет, тема остается актуальной. Авторы книги, фильмов, да и участники этой истории как бы говорят нам - опасность рядом, она заложена внутри нас самих, мы должны быть очень честными прежде всего сами с собой. Особенно это важно для подростков, чей возраст делает их крайне уязвимыми для самого разного рода манипуляций.

Photobucket Pictures, Images and Photos

Photobucket Pictures, Images and Photos

9 декабря в Москве состоялся педагогический семинар для учителей, чьи ученики становились финалистами школьного конкуса «Человек в истории. Россия – ХХ в.» (организатор – Международный Мемориал). Одно из мероприятий было посвящено обсуждению недавно изданной на русском языке книги Тода Штрассера «Волна». Дискуссию провела главный редактор издательства «Самокат» Ирина Балахонова. Ниже приводится полная стенограмма встречи.

Ирина Балахонова: Я думаю, что это будет не столько презентация, сколько дискуссия. У вас в руках сейчас книга, которая называется «Волна». Эту книгу написал сценарист, писатель, журналист, довольно-таки скандальный персонаж, позже «выровнявшийся», американец Тод Штрассер, вполне себе антиконформист. Книга не его придумка, здесь речь идет о реальных событиях, которые произошли в 67 году в одном калифорнийском колледже. На уроке истории учитель старшеклассников – я так понимаю, что этим старшеклассникам, наверное, было лет по 17, старшая американская школа – пытался объяснить своим ученикам, что происходило во времена Третьего рейха. Рассказывал им о зверствах, показывал им фильмы, и дети воспринимали это с ужасом, чего и следовало ожидать – для них это был шок. После этого урока ученики стали задавать ему вопросы: они не могли понять, как так могло произойти, что цивилизованный и образованный немецкий народ, на тот момент один из самых цивилизованных народов мира, допустил, что именно на его территории расцвела и заколосилась некая гидра, и это потом привело к таким трагическим последствиям для человечества, отчасти доселе невиданным. Учитель осознал, что он не в состоянии ответить им на этот вопрос – как так случилось, что ни культура, ни образование, ни цивилизованность, ну, в общем, практически ничто не спасло немецкий народ от того, что именно он принял у себя и взрастил фашизм, не остановил вовремя, там, Гитлера и его соратников; и затем ни на каком этапе не было массового протеста по отношению к ужасам, происходившим с евреями и другими меньшинствами, вплоть до концлагерей, газовых камер и так далее… Через какое-то время, насколько я понимаю, не сразу, у реального учителя возникла мысль применить к своим ученикам те техники манипулирования, которые применяла диктатура Третьего рейха – и он не знал, к каким последствиям всё это приведёт. Закончилось всё довольно плачевно – ему понадобилось всего дней пять, чтобы из детей сделать дисциплинированную, агрессивную, практически невменяемую толпу, не принимающую никаких инаких, способную на совершенно осознанное – в той мере, в которой вообще этот термин можно применять к людям зомбированным – совершенно самостоятельное функционирование (по-моему, на третий день он сделал вывод, что эта толпа сама по себе отлично функционирует). И потом ему пришлось применить энное количество усилий для того чтобы этих детей остановить.

Мы в книге приводим подробную хронологию всех реальных событий и список созданных потом на их основе художественных и документальных произведений. Были созданы фильмы, в том числе очень хороший немецкий художественный фильм, который называется «Эксперимент 2: Волна». И в конце концов, появилась вот эта книга Тода Штрассера, которая была переведена на очень большое количество языков и произвела фурор в Европе, потому что стало очевидно, что действительно мы не знаем, каковы реальные механизмы манипулирования, и почему в сознании человека вдруг побеждает стадное чувство. То есть мы выхватываем какие-то отдельные понятия, отдельные мотивации нам понятны, но почему в какой-то момент в одном месте это приводит к таким явлениям, а в другом не приводит, мы до сих пор не понимаем.

Эта книга – попытка рассказать художественным языком о реальной истории, причем здесь акцент делается не только на собственно сами события, но и на реальных участников и на то, как по-разному реагируют разные дети, люди разных темпераментов, люди разного психического склада. И, собственно, таким образом нас как-то направляют к тому, что мы могли бы сделать как взрослые, как родители, как педагоги. Очевидно, что это никогда не будет панацеей, что бы мы ни пытались сделать, но какие качества мы могли бы развивать у детей для того чтобы с ними этого не происходило? Я далее расскажу, какие этапы манипуляции использует реальный учитель, а потом уже учитель в книге Тода Штрассера. А потом мы с вами поговорим о том, нужна ли вам эта книга?

Нам показалось, что она нужна сейчас, в нашей ситуации, когда с разных сторон детьми действительно пытаются манипулировать все кому не лень, кто-то осознанно, кто-то неосознанно, а кто-то даже не манипулирует, а просто не задумывается над смыслом собственных поступков, а дети оказываются втянутыми во все эти движения, в том числе агрессивные и связанные с ксенофобскими настроениями. Вот в это время, может быть, действительно есть смысл, чтоб эта книга, как в Европе, стала настольной для всех наших подростков, и чтобы вокруг этой книги была бы правильная, вдумчивая дискуссия, которую даже мы еще вести не умеем. Да, мы ее издали, потому что мы ощущаем в этом потребность, но как грамотно работать с подростками мы пока не знаем.

Чтобы усилить звучание этой книги мы немножко расширили художественный текст. Разумеется, мы сделали предисловие от издателя, в котором пишем, почему, как нам кажется, «Волну» необходимо издавать сейчас. Мы попросили Людмилу Улицкую написать нам небольшую аннотацию, и она действительно написала такой текст:

«Катастрофические изменения происходят в душе человека очень быстро, и только культура способна противостоять безумию фашизма, который может вспыхнуть в самом благополучном на первый взгляд обществе. Потрясающе пессимистический эксперимент – важное предостережение».

Вот здесь, мне кажется, есть тема для разговора – является ли культура панацеей от того, что вокруг нас происходит, и если культура, то какая, и достаточно ли просто культуры, или нужно, чтоб она подкреплялась еще чем-то… Это я вам так пока темы кидаю для обсуждения.

Что нам показалось очень важным? Мы написали в послесловии о том, что для нас очень важно, чтобы эта книга не ограничилась разбором зверств фашизма как отдельно взятой и больше нигде не существовавшей системы, разрушающей структуры. Потому что мы с вами как никто другой понимаем, что сталинизм не ушел очень далеко от фашизма ни по количеству жертв, ни по количеству зверств, ни по собственно методам манипуляции, которые использовались в нашей стране. Просто всё это было направлено против других групп людей – они не были евреями, или не были все евреями. Но есть другие примеры диктатур, есть другие, более точечные вещи, когда дети втянуты, например, в какие-то скинхедские движения… В общем, мне кажется, что эта книга действительно могла бы быть интересной.

И еще мы добавили очень короткую хронологию того, что, собственно, привело к этим ужасам – так как всё-таки обсуждение Третьего рейха является некой отправной точкой. Ведь есть еще и другой подход – Третий рейх не начался мгновенно, он начинался поступательно, и люди имели возможность привыкнуть к тому, что существует некое незащищенное меньшинство – всё менее и менее защищенное, всё более и более преследуемое. Поэтому мы добавили хронологию, начиная от 33 года и кончая 40-вым – становление фашистского режима и геноцид евреев, что такое Холокост и с чего это всё начиналось. Проводятся удивительные параллели с Советским Союзом, но мы не стали этого ставить в книгу, потому что, таким образом, мне кажется, мы бы сильно сузили аудиторию. Не все наши с вами современники и сограждане готовы говорить об этом. У нас, честно говоря, не доставало времени это сделать хорошо, а плохо мы решили не делать.

Мы расширили книгу этой исторической справкой и дали предысторию создания, о которой я вам рассказала. Это то, что мы предназначаем широкой публике, то есть тем читателям, которые прочтут книгу, ужаснутся, подумают, но возможно не станут с ней работать как профессионалы. Для нас же с вами, как для педагогов и издателей (потому что мы тоже очень много ходим в школы), мы сделали небольшое методическое пособие, назвав его скромно: «Для проведения занятий по профилактике ксенофобии среди подростков», потому что это то название, на котором настояли составители. Книга не только о ксенофобии, как мы понимаем, она гораздо шире. Нашим соавтором здесь являются Молодежный центр прав человека и правовой культуры и Научно-методический центр «Гуманист», иначе говоря, Всеволод Владимирович Луховицкий нам предоставил материалы, которые он разрабатывал на протяжении многих лет и на основании которых он ведет реальные ролевые игры с подростками в школе и в этих двух центрах. Они очень разные, у вас есть возможность сейчас с ними ознакомиться. Вот, например, игра, которую мы имели возможность отработать – общество детей делится на две части, и одним мы даем какие-то права, а другим не даем. Можно об этом поговорить немножко позже. Я надеюсь, что эта брошюра вам поможет, и вы найдете ей какое-то применение у себя.

А сейчас мне бы хотелось начать собственно дискуссию об этой книге и рассказать вам о моем совсем недавнем опыте. Меня буквально неделю назад позвали на «Эхо Москвы» и там мы с учителем старших классов, его звали Марат, к сожалению, не помню фамилию (Марат Алимов, учитель русского языка школы № 143 г. Москвы – urokiistorii), и с учителем-методистом-журналистом, автором сайта «Папмамбук» Мариной Аромштам публично обсуждали необходимость разговора об этой проблематике с детьми и способы донесения этой информации до детей (стенограмма эфира). Надо сказать, что дискуссия у нас получилась очень грустная. Я сейчас озвучу очень коротко позиции моих коллег, они сводились к следующему: Марат сказал, что книга очень хорошая, но разговор настолько опасный, что непонятно, как его вести, хотя вести, наверное, надо; Марина Аромштам вообще сказала: «Ужас, ужас, ужас»… То есть как бы да, но одними ролевыми играми совсем не обойтись. Я не говорила, что можно обойтись одними ролевыми играми, я как издатель прихожу и говорю – вот мы издали книгу, и нам кажется, что она очень нужна, давайте придумаем, что мы дальше будем с ней делать. Марина сказала: «Посмотри вокруг себя, кому это нужно?» А ведущая программы «Родительское собрание» Ксения Ларина сказала: «Ну что там говорить про Третий рейх?», – и очень правильно рассказала историю (случившуюся недавно, я о ней не знала), когда три девочки замучили четвертую – заставляли лизать ботинки, раздевали догола и что-то страшное с ней делали. И вот они сидят втроем и такое ощущение, что напротив них находятся только такие подростки, и дальше Марина сказала потрясающую фразу: «Я вообще не понимаю, почему такой упор на сознании подростков вы, издатели, всё время делаете, неужели не очевидно для вас, что подростки и взрослые люди – это совершенно одно и то же?». Что они уже настолько циничны, что им уже ничего не надо, и т. д. Вот вокруг этой идеи я хочу, чтобы мы попробовали поговорить, потому что, может быть, у вас есть какой-то опыт, который потом и нам поможет работать с подростками. Мое-то мнение, что подростки – абсолютно не взрослые, что они не хуже, не лучше, они просто не взрослые, они другие, и пока они еще какие-то максималисты, чем бы они не прикрывались, пока они чего-то от жизни ждут, вот тут-то и надо нам бегом бежать к ним и что-то с ними делать, а потом, мне кажется, уже поздно. Но, может быть, я абсолютно наивна в этих своих мыслях. Я бы хотела услышать вас. Давайте, может быть, сначала поговорим о книге, можем ли мы в нашем сегодняшнем обществе рассуждать об этой теме, и нужно ли ее привязывать к нашим реалиям, и если привязывать, то к каким, и ужаснутся ли наши дети? Я вдруг после этой дискуссии на радио «Эхо Москвы» поняла, что я не уверена, что наши дети ужаснутся, когда мы им покажем снимки Холокоста. Вот, собственно, открыта тема дискуссии.

Читать дальше:
http://urokiistorii.ru/learning/edu/51652
Записала Марина Полякова


Photobucket Pictures, Images and Photos

Photobucket Pictures, Images and Photos

Мне по-прежнему можно сказать "спасибо":
http://lapadom.livejournal.com/1004435.html


На той же книжной полке:

Мы все рождены свободными
http://lapadom.livejournal.com/1009805.html
Паволга Ольга. Записки на запястье
http://lapadom.livejournal.com/937322.html
Линор Горалик. Частные лица: биографии поэтов,
рассказанные ими самими http://lapadom.livejournal.com/981081.html
Чудаков А.П. Ложится мгла на старые ступени
http://lapadom.livejournal.com/923652.html

Еще в домашней медиатеке:

Презентация "Егора" М.О. Чудаковой. Литературный музей, Трубниковский переулок. 16.03.2013.
http://lapadom.livejournal.com/991753.html

На соседних интернет-страницах:

Обсуждение книги Тода Штрассера «Волна» / Стенограмма встречи с учителями: http://urokiistorii.ru/learning/edu/51652
Записала Марина Полякова

Latest Month

February 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner